Уважаемые собеседники. Ко мне обратился Родослав со списком очень интересных вопросов для интервью. Прочитав вопросы, я почувствовал, что на них невозможно ответить, не сделав предисловия. Вот оно. Хотелось бы услышать замечания по сути высказываемых в предисловии идей.
Родослав написал(а):Вот и вопросы -
1 Здравствуйте уважаемый Михаэль Польски, аудитория нашего сайта, к сожалению ничего не знает о вас и вашей деятельности. Расскажите пожалуйста о себе, чем вы занимаетесь, каких придерживаетесь взглядов?
Благодарю Вас, Родослав, за Ваши вопросы. Затронутые проблемы поднимались в публикациях на нашем сайте "Иерусалимский Храм сегодня" (http://jerusalem-temple-today.com/), обсуждались и продолжают обсуждаться на нашем форуме (http://jerusalem-temple-today.com/for/).
Однако, для взаимопонимания, не обойтись без предварительных замечаний. Вот они.
1.
Все мои ответы являются частным мнением рядового прихожанина одной из синагог на территории Иудеи неподалёку от Иерусалима, где я проживаю. Часто это даже не устоявшиеся мнения, а всего лишь предположения. Прошу иметь в виду, что они ни коим образом не претендуют на вещание от лица нашего народа или иудаизма. В иудаизме есть строгий свод законов, данных Письменной Торой, детализированный и разъяснённый в Талмуде (Устной Торе). Всего их 613. И семь законов, исходящих от знатоков Традиции - мудрецов. Они охватывают все аспекты поведения соблюдающего их еврея (такого еврея иногда зовут "иудей") от рождения до смерти.
Весь этот свод законов называется "Галаха" и является таким же непременным фактором еврейского традиционного образования, как умение читать и писать. Раввины же являются в этих вопросах "специалистами с высшим образованием". Отсюда понятно, что на любую проблему, в том числе и на приведённые ниже, можно посмотреть с разных точек зрения: либо с точки зрения "гуманитарно-общечеловеческой", либо "галахическо-еврейской". Общечеловеческая точка зрения основывается на "естественном" римском праве и вытекающих из него следствиях, вроде "прав человека". Еврейская - на Галахе.
2.
Общечеловеческая точка зрения говорит: неважно, кем родился, важно, кем живёшь.
Галахическая: важно, кем родился, потому что, если будешь жить вопреки сущности, которой ты являешься по обстоятельствам своего рождения, даже если эти обстоятельства тебе неведомы - не сможешь быть ни счастливым, ни успешным, ни даже здоровым в этом мире. Ведь живое человечество является на свет, порождённое неживой материей. А материя рожает человечество не сама, а через землю-роженицу, рождающую свой народ. А народ вовсе не выходит на свет прямо из земли, для этого у земли есть специальный орган - женщина. Именно через женщину-мать человек связан со своим родом, своей землёй-народом и материальным миром - Человечеством и Мирозданием. И может изменять этот мир. И это то самое наследие, с которым каждый человек рождается на свет. Как видим, оно несоизмеримо выше и надёжней любых банковских вкладов и недвижимости, которые считаются вожделенным богатством и наследием человека с "общечеловеческой" точки зрения. Денежного наследия далеко не каждый человек удостаивается при рождении. Но причастность к владению национальным наделом и власть над материей есть неотторжимое наследие каждого, рождённого женщиной. Поэтому, если ты пришёл в жизнь не зная о своих корнях, цель твоей жизни разыскать эти корни и породить потомство способное не только прожить жизнь в гармонии с материальным миром, но и облагородить его.
3.
Общечеловеческая точка зрения говорит: "Слушайте все! Нет ни эллина ни иудея". Галахическая: "Слушай Израиль (то есть, еврейский народ)! Б-г наш, Б-г Один".
Мы видим, что отличие иудаизма в том, что он не обращается ко всему миру, но только к своему народу. Почему? Потому, наверное, что никто не обращается к ближнему на языке, который тот неспособен понять. Для того, чтобы понять идею "Б-г Один" более-менее адекватно, необходимо быть рождённым еврейской женщиной или пройти гиюр - специальный курс обучения единобожию с погружением в традиционный образ жизни, гарантирующий от нарушения 620 законов. Вообще же постижение этой идеи - задача, на которую не хватает одной человеческой жизни, сколь бы продолжительной она ни была.
Я знаю, что в этом рассуждении имеется место, которое вызовет возражение почти у каждого: какая связь между рождением именно от еврейской женщины со способностью постижения чего либо, в том числе единобожия?
Это вопрос не простой. Зададим его по-другому. Есть ли нечто такое, что может постичь только человек рождённый от русской матери? Язык? Нет. Русская мать может не говорить по-русски с собственными детьми, в истории России это было не редкость. Но дети всё-равно чувствовали свою русскую идентичность. И наоборот, еврейские матери говорили со своими детьми исключительно на русском, но дети русскими не стали. То же относится и к культуре и к стране проживания.
Отвечу образно: у каждого народа есть свой ангел-хранитель, который является предельным, эталонным воплощением "народного духа": совокупности черт, отличающих его от любого другого народа. Иногда его называют "эгрегор". В нём заключено мужское-оплодотворяющее-духовное начало.
Ангел неразрывно связан с родной землёй этого народа: от особенностей ландшафта, климата, геополитического положения родной земли зависят характерные особенности народного духа, хранимого ангелом. Понятно, что все ангелы-хранители народов не имеют самостоятельного существования и воли, отличной от Воли Пославшего их. Иначе они были бы просто идолами. В родной же земле заключено женское-рождающее-материальное начало. Любой народ порождается, размножается и поддерживается мистическим браком ангела-хранителя и хранимой им земли. Сам же этот брак является величайшей тайной бытия, тайной жизни, вечным продолжением Творения нечто из ничего в "поле" божественного Света, которым является этот мир.
Если вы поднесёте магнит снизу к металлическим опилкам, лежащим на листе бумаги, они тут же выстроятся в строго заданный узор. Опилкам не виден и непостижим источник силы, заставляющей хаос отступить. И пока присутствует магнит линии будут существовать. Если же его убрать, моментально вернётся хаос. Также и с порождением нечто из ничего - оно есть свидетельство постоянного присутствия невидимого и непостижимого "Магнита", продолжающего и поддерживающего Творение.
То есть, мистический брак имеет целью порождение и поддержание народа.
5.
А для чего нужен народ?
Народ нужен для того, чтобы исправить-освятить свою часть мира, данную ему в виде родной земли, вернув ему совершенство райского сада, в котором пребывает Сам Совершенный Творец. И вот нечто такое, что способен досконально усвоить только человек, рождённый русской матерью: как превратить русскую землю в русскую часть всемирного райского сада. Если кто-либо другой придёт на русскую землю с "благим намерением" превратить её в нерусский райский сад - у него ничего не выйдет: ангел-хранитель русской земли будет сопротивляться насмерть. Потому что чужак хочет лишить народ, которому принадлежит эта земля и который принадлежит этой земле, ответственности перед ней, взять эту ответственность на себя, а народ поработить или уничтожить. Но чужое - непосильная ноша. Чужое - убивает. Поруганная земля не производит ничего прекрасного, тем более совершенного. Она становится западнёй для захватчиков и в конце концов избавляется от них, как тело от занозы.
А что же в случае с еврейской матерью? Разве она передаёт детям не тоже самое, по отношению к еврейской земле, что русская мать по отношению к русской?
Безусловно всё это она передаёт. Но еврейское совершенное устройство мира предполагает существование вечного Храма и возрождение мёртвых. Эта задача не может быть локальной: эталон духовности - Храм евреи должны построить при поддержке всего мира, и не только живых, но и возрождающихся мёртвых. Иначе не может быть. Ведь слово "Бог" или или "God" или "Dio" вовсе не является именем Б-га. Имя Б-га есть слово из четырёх ивритских букв, которое нельзя произносить. Еврейская мама передаёт ребёнку стремление к постижению этого Имени, вплоть до потери своего собственного в полном слиянии с Ним.
6.
Задача облагораживания-освящения материальная и духовная одновременно, её невозможно выполнить, не очистив народный дух от скверны греха. Что же является грехом? Нарушение любой из семи заповедей, связывающих любого человека с его Творцом:
1. Запрет идолопоклонства — признание единственного Бога
2. Запрет богохульства — почитание Бога
3. Запрет убийства — уважение к жизни
4. Запрет прелюбодеяния — уважение к семье
5. Запрет воровства — уважение к имуществу ближнего
6. Запрет употребления в пищу плоти, отрезанной от живого животного — уважение к живым существам
7. Обязанность создать справедливую судебную систему.
Народы могут рождаться и исчезать, они могут наказывать и порабощать друг друга - их ангелы хранители принимают во всём этом самое непосредственное участие. И только у евреев ангела-хранителя нет, потому что их хранит Сам Б-г. И если им бывает плохо - это не потому что их наказывают другие народы, а потому, что такова Воля Его. Когда ангел отворачивается от своего народа, народ исчезает. Но как бы ни наказывал евреев Б-г, он никогда не отворачивался и не отвернётся от них насовсем, поэтому евреи народ вечный. К этому выводу можно придти и с другой стороны. Поскольку "эгрегором" еврейского народа является Сам Б-г, наш народ порождается мистическим браком Б-га со Святой Землёй. А от брака святого со святым может произойти только святое.
7.
А что ещё есть вечного в нашем мире?
Приведу пример. В любом языке есть понятие "палка". Ни одна палка не вечна - в своё время она сгниёт или сгорит. Но понятие "палка" - не гниёт и не горит. Ибо бренная материальная палка в понятии своём присутствует в совершенном виде, а всё совершенное - вечно. Верно и обратное: всё вечное - совершенно. А всё вечно-совершенное - свято. И наоборот: святое - это вечно-совершенное.
Мы видим, что еврейский народ одновременно и народ и понятие "народ": он материален и в своей материальности вечен. Он является живым народом и одновременно вечно-совершенным эталоном, архетипом любого народа. Поэтому он называется "Святой народ".
Есть ли ещё нечто подобное на Земле? Есть. Обетованная нам земля (Святая Земля), Святая Тора и Святой Храм.
Святая Земля - это вечный эталон земли, принадлежащей своему народу, залог вечной связи любого народа с его землёй. Если этот эталон, не дай Б-г, исчезнет - нарушится связь всех народов с их родными землями и они станут лёгкой добычей сил абсолютного зла, презирающих женщину-землю-материю и стремящихся её поработить или даже уничтожить.
Тора - это вечный эталон Книги или Учения, ибо к ней восходит любая человеческая книга и любое учение. Если, не дай Б-г, исчезнет Тора, любая книга и любое учение потеряют смысл.
А Храм - эталон любого храма, как места служения Творцу. Даже если в каком-то месте служат не Единому Б-гу, а многим богам, или пытаются уверить себя и других, что служат Единому, но на самом деле поклоняются собственному вымыслу - если при этом не практикуется рабство и человеческие жертвоприношения - эталоном их служения всё-равно является иерусалимский Храм.
8.
Звание Святой Народ не даёт нашему народу никаких материальных преимуществ перед другими, оно основано вовсе не на национальной гордыне и пренебрежении к другим народам. Это наша судьба, отказываясь от которой мы просто перестаём быть евреями. Мы обречены своей судьбе - хранить эталон духовности, данный Единым Б-гом единому миру: святое триединство Земля-Тора-Храм, без которого ни один народ и человечество в целом не способны решить задачи превращения этого мира в обиталище Б-га на Земле.
9.
Легко заметить противоречие в моих рассуждениях. Только что было сказано, что совершенное вечно, но ведь Храма сейчас нет. Однако мы знаем, что совершенное имеет цель и начало, а его возникновение - продолжительность. Мир был "в какой-то момент" сотворён. Это произошло в течении шести дней. Тора была получена в течении сорока дней. Совершенный Храм возводится напротяжении тысячелетий: все предыдущие варианты оказались разрушенными именно потому что были черновиками, набросками Третьего - совершенного вечного Храма - Обители Б-га на Земле, который будет построен нами при участии всего человечества.
10.
И ещё. Нужно договориться о терминологии. Наш народ в просторечии и литературе обозначают терминами: "Израиль", "еврей", "иудей", "жид". Самоназвание же наше именно "Израиль" или "народ Израиля" - народ, прародителем которого является патриарх Яаков, получивший от Б-га второе имя Израиль. На иврите это звучит "ам Исраэль" - "народ Израиля". В это понятие входит вся совокупность евреев умерших, живущих и ещё не рождённых.
"Иудей" происходит от ивритского: "еуди". Это слово образовано от имени сына Яакова-Израиля патриарха Иуды, к роду (колену) которого принадлежит большинство живущего сегодня народа. Также это слово восходит к названию подданных Иудейского царства, уничтоженного римлянами, с чего и началось наше изгнание (галут).
А кто же такие евреи (на иврите - "иври")?
"Иври" было самоназванием народа до изгнания десяти из двенадцати колен из Земли Израиля, которое произошло 2730 лет назад. Остались преимущественно представители колена Иуды (еуди=иудеи). Название "иври", так же, как и "народ Израиля" охватывает евреев всех колен и всех времён. В русском языке укоренилось именно это название по отношению как к народу нашему в целом, так и к отдельному его представителю. И стало самоназванием русскоязычного еврейства. Помните, как говорит о себе Соломон у Пушкина в "Скупом рыцаре"? - "Еврей, аптекарь бедный". А как к нему обращается Альбер? - "Презренный жид, почтенный Соломон!".
Вот мы и перешли к понятию "жид". В русскоязычной традиции - это унизительная кличка, означающая христопродавца, ожидающего прихода Мессии не в виде Христа, а в виде сатаны, и мечтающего о постройке храма для сатаны, а не для Б-га. С этой точки зрения, какими бы замечательными качествами ни обладал "почтенный Соломон", всё равно по большому счёту он заслуживает любой подлости по отношению к себе и даже казни без суда только за то, что он "презренный жид".
И, наконец, прямой ответ на вопрос, чем я занимаюсь. Я журналист, переводчик, член Союза писателей Израиля, редактор и администратор нескольких сайтов, главными из которых является "Иерусалимский Храм сегодня" и форум при нём.
Отредактировано М.Польски (2011-05-08 09:28:48)