Екатеринбургский веб-депутат Леонид Волков опубликовал наконец пост о большой кремлевской разводке в отношении Стратегии-31. Квинтэссенцию позиции независимого депутата я услышал еще на Новогоднем блогерском вечере, однако отвечаю сейчас, когда появилось много-много букв. Итак, по порядку:
1. Леонид Волков слишком буквально понимает истинную цель Стратегии-31. Он полагает, что она связана с проблемой собраний, шествий и митингов. Я же полагаю, что сводить Стратегию-31 к свободе собраний - это политическая близорукость. Я неоднократно говорил Леониду, что соблюдение 31-й статьи - это декларируемая цель. Истинная цель - научить людей политическому неповиновению, поскольку диктаторские режимы можно убрать только с помощью политического неповиновения. Таких способов насчитывается около 200 - это и марши, и карикатуры, и публичные заявления, и юмористические пародии, и пикетирование, и ношение символов, и приостановление членства в общественных организациях, и бойкот, и забастовки, и разоблачение секретных агентов, и так далее, и так далее, и так далее.
Показывают ли Триумфальная и Гостиный двор примеры политического неповиновения? Безусловно, и довольно наглядно. Только для тех, кто узнает об этом и кто понимает, зачем это нужно.
2. Леня перечислил множество проблем, которые больше волнуют людей, чем свобода собраний, хотя Стратегию-31 нельзя, повторюсь, сводить к этому. Например, экономические вопросы или проблемы федерализма. По этому пункту правые и левые будут спорить до изнеможения, такая дискуссия и конкуренция политических идей полезны в стенах парламента. В условиях, когда отсутствуют нормальные выборы, рассуждать на эти темы и выпускать брошюры "300 шагов" - это попусту тратить время, энергию и ресурсы. Хотя отдельные товарищи могут и впечатлиться. А другие, которые в большинстве, могут и не впечатлиться. И у широкого круга людей, которые в целом недовольны российской политической системой, время и энергия уйдет на споры, а не на образование широкой антипутинской коалиции, основными требованиями которой станут отмена политической цензуры в федеральных СМИ, освобождение политзеков, досрочные всеобщие свободные выборы.
Стратегия-31 хороша уже тем, что она позволяет вовлечь в ряды сторонников людей с разных флангов. Грубо говоря, в России много несогласных. Каждый несогласен по отдельности, а здесь мы имеем шанс объединить на время для решения общей задачи всех этих несогласных.
3. Маргинализация. Я понимаю, что для многих это неприятный термин, однако довольно часто его применяют не по назначению. Во-первых, этим словом власть сознательно клеймит наиболее опасных для себя оппонентов, чтобы отпугнуть так называемых "умеренных", к которым я безусловно отношу и Леонида Волкова с Владимиром Миловым. Во-вторых, и сами умеренные не брезгуют этим словечком, чтобы четко себя позиционировать в глазах "адекватного" электората. Для меня очевидно: кто говорит про маргиналов, просто поет в унисон с кремлевским хором пропагандистов.
"Адекватный электорат", по представлениям умеренных, читает экономические программы, отличает правых от левых, интересуется ставкой рефинансирования.
Все проще. Путинская клика правит, поскольку большинство людей ее поддерживает, ей подчиняется и сотрудничает с ней. И Путин соберет вещички и уйдет при одном условии - если большинство откажет ему в поддержке и массово выйдет из кухонь на улицы. Чтобы в сознании большинства россиян произошла революция, нужны долгосрочные кампании политического неповиновения, основанные на нескольких из 200 методов отказа от сотрудничества (разоблачения Дымовского, навал Навального также укладываются в эти вещи). И ключевое послание большинству от оппозиционного меньшинства должно быть простым: "Я не поддерживаю Путина и его систему. И ты не поддерживай тоже".
4. "Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке". Важной задачей для оппозиции является формирование независимых от власти и автономных институтов гражданского общества, поскольку именно они представляют реальную гражданскую силу и альтернативу российской политической авторитарной системе. Из ростков автономных клубов, движений, ячеек взойдет новая российская государственность. И здесь оппозиционным политикам нужно научиться находить общий язык не просто в своей тусовке - "демократической" или "националистической", а со всеми силами, поскольку добиться целей сможет только объединенная на временной основе широкая коалиция всех сил, недовольных режимом.
5. Соглашусь с Леонидом в одном - Путин и его друзья реально боятся массового уличного протеста. Но миллионные митинги всегда начинались с жалкой кучки отчаянных и отважных людей. И Путин боится, что на улицу выйдут не те, кто с лозунгом "Москва для всех", и не те, кто с девизом "Москва для москвичей", а и первые, и вторые.
Евгений Легедин - http://www.grani.ru/blogs/free/entries/185252.html