Накладная на ГРУ

Немцы обвиняют российские спецслужбы в контрабанде оружия

Скандал с поставками российского оружия в страны Азии, Африки и Латинской Америки, которые осуществлялись без ведома монополиста – Рособоронэкспорта, продолжает набирать обороты. В настоящее время компетентные органы пытаются установить всех кураторов и участников незаконного бизнеса и цепочки, по которым с оборонных предприятий осуществлялись утечки продукции военного назначения. Корреспонденту «Нашей Версии» стали известны некоторые подробности, возможно, самой громкой истории, связанной с незаконными оружейными поставками, на фоне которых блёкнет даже пресловутое «дело Виктора Бута».

Одиночки – такие, как Виктор Бут, Олег Орлов или Юрий Борисов, – делали свой бизнес в начале и середине 90-х годов. Говорят, что в те времена официальные российские экспортёры контролировали не более 30% поставок оружия из нашей страны. Затем они объединились и выдавили неорганизованных конкурентов с рынка. Считалось, что «серых» и «чёрных» поставок российского оружия нет и быть не может, но две роковые случайности, приключившиеся недавно с нелегальными поставщиками военной техники, показали, что российское оружие можно купить, обойдя Рособоронэкспорт. Разумеется, речь идёт о совершенно новом оружии, вышедшем непосредственно из заводских цехов: бывшую в употреблении спецтехнику можно купить и мелкими партиями, и даже поштучно. Так вот, о воле рока. Год назад в грузовом терминале франкфуртского аэропорта обнаружили 218 бронированных пультов управления для вентиляционных систем – сугубо военный груз, готовившийся к отправке в Ирак. Нашли их, судя по всему, случайно: на таможне проходила операция по задержанию крупной партии наркотиков.

Отправителем числилась некая российская фирма – груз она задекларировала как сугубо гражданское оборудование для сельского хозяйства. Сотрудники франкфуртского аэропорта, похоже, знали бородатый советский анекдот про сеялки и веялки с вертикальным взлётом, а потому усомнились в странном предназначении бронетехники. Нашёлся среди таможенников и кто-то чрезмерно эрудированный, на глазок определивший, что аналогичные пульты управления применяются на подземных военных объектах или в бункерах. Необычный сельскохозяйственный груз задержали – до получения официальных разъяснений от российской стороны. Так и не дождавшись их, в феврале этого года прокуратура Франкфурта-на-Майне начала следствие, в котором, по состоянию на сегодняшний день, насчитывается более трёх десятков эпизодов.

Вторая неприятность поджидала нелегальных оружейных торговцев из России в Таиланде. Менее чем месяц спустя после прокола во Франкфурте в аэропорту Бангкока спецслужбы задержали Ил-76 с грузом оборудования для проведения геологоразведочных работ. Самолёт был украинский, экипаж – смешанный, из граждан Казахстана и Белоруссии. А груз – российский. Непростым был и маршрут самолёта: из России в Северную Корею, а оттуда в Таиланд и далее в Иран. Первичный досмотр показал, что иранским геологам направляли автоматическое стрелковое оружие, боеприпасы к нему, а также электронные спецсредства, назначение которых на глазок определить было затруднительно. Самолёт и груз арестовали, экипаж тоже, впрочем, через два месяца ни о чём противозаконном не подозревавших лётчиков отпустили восвояси. Тайские власти вначале вели следствие самостоятельно, но в начале лета стали тесно сотрудничать с германскими коллегами, распутывавшими инцидент во Франкфурте. Об установленных на начальном этапе расследования фактах были поставлены в известность российские спецслужбы. Собственно, странных историй с перемещением новёхонького отечественного военного оборудования у них хватало и без немцев с тайцами. Две из них даже стали известны, что называется, в узких кругах, но окончательно, как сегодня выясняется, точки в них так и не были поставлены. Что говорить об остальных эпизодах, и доселе пребывающих под грифом секретности.

У специалистов Рособоронэкспорта в ходу такая профессиональная байка – они настаивают, что она целиком правдива. В 1997 году во время оружейной выставки в Рио-де-Жанейро представители одной латиноамериканской страны выразили желание купить представленный там российский пусковой модуль «Стрелец» с двумя переносными зенитно-ракетными комплексами. И были крайне разочарованы, когда им объяснили, что на месте им ничего не продадут и нужно подать официальную заявку, а, кроме того, представленный выставочный экземпляр – лишь муляж. По словам латиноамериканцев, раньше они улаживали дело с россиянами прямо на месте и за наличные – и в тот раз у них при себе был объёмный чемоданчик, набитый деньгами. Но в 1997 году два на тот момент официальных российских поставщика – Росвооружение и «Промэкспорт» – готовились к слиянию и, по всей видимости, решили на корню пресечь все неорганизованные оружейные поставки.

Несколько лет созданному в 2000 году объединённому Рособоронэкспорту, казалось, удавалось контролировать все экспортные оружейные потоки, за исключением мелких партий, которые, как правило, отгружались покупателям не с заводов, а с армейских складов. Первый скандал разразился в апреле 2003 года, когда на железнодорожном вокзале в Новосибирске сотрудники ЛОВД случайно проверили один из вагонов, арендованный у Министерства связи фирмой Ижевска, которая занималась оружейным бизнесом. Состав шёл во Владивосток, там его содержимое должны были перегрузить на корабли и отправить за рубеж. Груз проходил по документам как «товары народного потребления». Удивление милиционеров было велико: в вагоне находился целый арсенал. Стрелковое оружие, спецсредства и без малого миллион патронов перевозили, не заботясь даже об элементарных мерах безопасности, таких как оцепление одного взрывоопасного вагона двумя порожними.

Транспортники Западно-Сибирского УВД выехали в Ижевск, где обнаружили много такого, что находилось явно не в их компетенции: расследование передали вначале следственному управлению МВД Удмуртии, а затем и республиканскому УФСБ. Дело обрастало всё новыми подробностями: как выяснилось, с ижевских предприятий особого назначения «налево» уходят не только «стволы» и патроны, но и кое-что посерьёзнее. Тогда же стали один за другим внезапно умирать свидетели: заведующий складом, с которого «уходила» спецтехника, складские рабочие, заместитель гендиректора предприятия... Но и следователи не дремали: удалось установить, что спецтехника «испаряется» и с других складов особого назначения – в Ульяновске, Коврове и Волгограде.

Ясно, что такие крупные «утечки» оружия со складов не могли осуществляться сами по себе, без ведома серьёзных «кураторов». Эксперты намекают, что незаконные оружейные торговцы неспроста «спалились» именно в конце 2009 года, после того как пост главы ГРУ Генерального штаба покинул пробывший на нём долгие 12 лет Валентин Корабельников. Возможно, это лишь совпадение, но фамилия генерала ГРУ фигурирует в деле о франкфуртском грузе.

Валентин Корабельников с 1997 года входил в состав координационного межведомственного совета по военно-технической политике РФ, был членом наблюдательного совета за деятельностью компаний «Росвооружение» и «Промэкспорт», а позднее курировал и деятельность Рособоронэкспорта. Любопытно, что именно ГРУ засекретило в своё время всю информацию о «левом» экспорте российского оружия. Что это – случайное совпадение? А кто был негласным куратором экспорта российских вооружений и военной техники по нелегальным схемам, мы скорее всего узнаем лишь тогда, когда немецкие правоохранители окончат своё расследование. Впрочем, кое-что любопытное немцы уже накопали, и даже поделились своими знаниями с представителями отечественных спецслужб. Скажем, сегодня их крайне интересует роль в «сером» экспорте нашей Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству РФ (ФСВТС).

Об этой роли недавно широко писали украинские СМИ: в частности, речь шла о том, как горячо в ФСВТС опровергали факты ведения каких-либо переговоров с Ираном по поставкам российских С-300. После того, как Совбез России признал, что такие переговоры действительно велись, в ФСВТС внезапно умолкли. В украинских СМИ сделали неожиданный вывод: в ФСВТС пытались прикрыть незаконный экспорт российского оружия. Легко понять заинтересованность журналистов (и не только) – не так давно бывший премьер-министр Украины Юлия Тимошенко сделала громкое заявление о том, что украинские предприниматели помогали российским оружейщикам продавать их изделия в страны Азии, Африки и Ближнего Востока, действуя при этом в обход Рособоронэкспорта. Так или иначе, сегодня мы можем предположить, что поставки оружия из нашей страны в обход Рособоронэкспорта до сих пор осуществляются. А делать выводы о том, кто курирует многомиллиардный незаконный бизнес, придётся правоохранительным органам. Отечественным или… немецким.

Руслан Горевой
«Наша Версия»

http://versia.ru/articles/2010/nov/10/n … i_oruzhiya