День рождения батьки Махно

http://www.hrono.ru/img/lica/1919mahno.jpg
 
Юрий Гаев

"Нестора Махно не могли понять ни Ленин, ни Троцкий, ни Деникин"

О легендарном и непонятом, оклеветанном и забытом "батьке" рассказывают сегодняшние жители столицы бунтарской Махновии.

Советский режим хотел предать забвению его имя. Советская историческая наука характеризовала махновщину как "кулацкое контрреволюционное анархистское движение", за которым стояли две-три тысячи ограниченных людей: мародеров, убийц, боровшихся против пролетарского государства. У новых историков появилась возможность изучать личность Махно объективно, без какого-либо идеологического диктата. А изучать есть что. "Нестора Махно не могли понять ни Ленин, ни Троцкий, ни Деникин", -- прочитал я в одной из книг, посвященных феномену "гуляйпольского батьки".

Интересующихся прошлым страны исключали из партии и выгоняли с работы

О бунтарской стране Махновии вспоминать запрещалось, изучать же - тем более.
Несколько ныне здравствующих гуляйпольцев пострадали от излишнего любопытства вполне серьезно.

Рассказывает пенсионер Владимир Жилинский:

- Еще в пятидесятые годы, работая инструктором райкома партии, я заинтересовался гражданской войной, махновщиной. Часто бывая в командировках, использовал любую возможность порыться в архивах. Наиболее интересные документы переписывал от руки. Однажды раздобыл книгу Клима Полищука "Гуляйпольский батько", изданную в 1925 году в Коломые, которая была тогда заграницей. Снял с книги фотокопию в виде микрофильма, поделился отпечатками с друзьями. А через семь лет, в 1984 году о микрофильме стало известно в КГБ. Вызвали в Комитет, устроили трехчасовой допрос: где взял книгу, кто помогал? Майор, проводивший допрос, сказал, что в селе изъято 25 книг, сделанных по моим негативам. Под диктовку заставили написать объяснительную, взяв слово, что буду с ними сотрудничать. За хранение запрещенной литературы меня понизили в должности и исключили из партии...

Трое других "махновцев", замешанных в истории с книгой, пострадали еще больше, так как работали "в идеологии", - районной газете "Зоря коммунизму".
Журналиста Hежижима выгнали из редакции.

Ответственного секретаря Дашевского и фотокора Тура исключили из КПСС и сняли с работы.

По поводу даты рождения "батьки" можно спорить

Нестор Махно происходил из семьи бывшего крепостного, был младшим, пятым по счету, ребенком. Сначала Нестор был "в наймах" у местного богатея, потом устроился литейщиком на завод, где стал членом группы "Союз бедных хлеборобов". В 1908 году Нестора Махно арестовали, за участие в анархических сообществах и терактах царский суд приговорил его к повешению. Позже смертную казнь заменили бессрочной каторгой, и поместили в московскую Бутырку. После почти девяти лет тюрьмы Махно освободила февральская революция 1917-го. Вернувшись на родину, Нестор Махно, начал объединять вокруг себя близких по духу людей "...Чтобы завладеть землею и заняться выживанием из своего тела паразитов, ничего не производящих, живущих в довольстве и роскоши".

Разные источники дают разные даты рождения Махно. На погребальной плите парижского кладбища срок жизни Махно ограничен цифрами 1889-1934. "Мы руководствуемся записью N 217 в метрической регистрационной книге Кресто-Воздвиженской церкви г. Гуляй-Поле, - говорит научный сотрудник местного краеведческого музея Сергей Серегин, - где зафиксировано, что Нестор Иванович Махно родился 26 октября 1888 года. Так что свой 110-й день рождения Махно отметил бы по новому стилю 8 ноября этого года".

Мероприятия, посвященные годовщине, пройдут в райцентре, однако неделей позже.
Перенос события в райгосадминистрации объясняют желанием совместить юбилей с ярмаркой, устраиваемой в честь Дня работников сельского хозяйства. Hо у народа, как водится, своя версия: "Боятся, что седьмого будем пить за советскую власть, а на следующий день - "за Махно".

После заключения Брест-Литовского мира германо-австро-венгерские части захватили в апреле 1918-го и Гуляй-Поле. Разгромленные анархические силы временно затихли. Окружным путем Махно добирался в Москву, где встретился с Кропоткиным, Лениным, Свердловым, местными анархистами. Нелегально вернувшись в Украину, Нестор Махно начал формировать из верных ему людей вооруженный отряд, который разросся в повстанческую украинскую армию. Действуя партизанскими методами, отряд нападал на немцев, австрийцев, помещиков, поддерживающих оккупационный режим. Постепенно к Махно присоединились другие повстанческие отряды. Гуляй-Поле стало центром освободительного движения. Советское правительство предлагало Махно совместно выступить против Петлюры. Прав ли был Нестор, воюя с Симоном, представлявшим Директорию, то есть национальные антимосковские силы?

Есть сведения, что, будучи за границей, он об этом жалел. К концу 1918-го повстанцы контролировали 72 волости. Махно никого не поддерживал однозначно, воюя против всех за свое понимание независимости крестьян.

С приходом гласности журналисты в "Махнограде" стали частыми гостями

Изгнанием газетчиков с работы идеологическая чистка в Гуляй-Поле не закончилась. В КГБ вспомнили, что на краю городка живет внучатый племянник Нестора Махно, и пришли к нему с обыском.

Рассказывает пенсионер Виктор Яланский:

- Моя мама была дочерью старшего из братьев Махно. И мама, и бабушка, прожившая 108 лет, многое рассказали мне о гражданской войне. Правда, предупреждали, чтоб я об этом помалкивал. Перед смертью в 1974 году мать рассказала, что собранные ею бумаги и документы, связанные с дедом и Нестором, закопаны в огороде еще с войны. Я их вырыл, прочитал и снова закопал. Кому их можно было тогда показать?

А в 1973 году из Джамбула в Гуляй-Поле пришел запрос от Галины Кузьменко, которая была последней женой "батьки", с просьбой подтвердить, что после революции она работала здесь учительницей. Так стало известно, что она жива и живет с дочерью в Казахстане. Мы стали переписываться, дважды я приезжал в Джамбул, как-то Галина Андреевна гостила у меня. Все, что они с дочерью рассказывали, я тщательно записывал. Однажды Галина сказала, что я обязан довести дело до конца, написать о ней и Несторе правдивую книгу. Все свои записи я тщательно прятал. Хотя никто из "органов" ни мною, ни Галиной Андреевной не интересовался.

И вдруг этот обыск в апреле 1985-го... Виктор Иванович вспоминает, что изъяли у него все крамольные, с точки зрения КГБ, бумаги. Потом был долгий допрос. Тот же майор С. интересовался, почему Яланский назвал своего сына Нестором, зачем рассказывает соседям о Махно и хранит дома "эти бумаги". Впрочем, "махновца" отпустили с миром. Больше беспартийного рабочего Яланского "органы" не тревожили.

С началом гласности интерес к личности Махно возрос, и журналисты ринулись в Гуляй-Поле со всех сторон.

А Виктор Яланский, никого уже не таясь, все-таки написал свою книгу. Признался, что рукопись "Нестор и Галина" лежит уже в одном из киевских издательств. Из ближайших родичей Нестора Махно еще здравствует племянница Елизавета, дочь брата Емельяна. Елизавете Емельяновне идет 82-й год, живет она в Гуляй-Поле, до сих пор называемом в народе Махноградом.

С 1919 года началось продвижение Красной Армии по территории Украины. Интересы махновцев и красных совпадали. У Махно тогда было 30 тысяч бойцов. Начало военной карьеры Нестора Ивановича было блестящим: за взятие Бердянска и Мариуполя советская власть наградила его одним из первых орденов Красного Знамени. Но вместе с первыми успехами возникли и первые разногласия. Появляются расхождения между позициями большевиков и Махно, ратующего за "безвластное государство", и "свободный Гуляй-Польский район". Махно терпели, пока он был нужен, пока его армия держала фронт. Но, видя ненадежность повстанцев, их командира в итоге объявили вне закона. Преследуя свои интересы, Махно воевал то с белыми, то с красными, то с петлюровцами. Его армия разрослась до 50 тысяч штыков.

В части Красной Армии шли директивы: при столкновении с махновцами их необходимо разоружать, непокорных и командиров -- расстреливать. Махно принял вызов, с весны 1920-го начался его рейд по тылам Красной Армии.

"За проявления антисемитизма Махно расстреливал"

Маленьким истеричным озлобленным человеком с длинными волосами показывали Нестора Махно книги и кино о гражданской войне. Каким же на самом деле был человек, сплотивший вокруг себя десятки тысяч людей?

- Действительно, Махно был невысокого роста, часто носил длинные волосы, иногда отпускал усы, - рассказывает Сергей Серегин, научный сотрудник гуляйпольского краеведческого музея. - Разговоры о его жестокости и патологическом садизме - выдумка. Будешь жестоко относиться к людям, они к тебе не пойдут. Сила махновской армии базировалась на массовой поддержке. Хотя проявления жестокости были, революция без крови не делается. Но неоправданное насилие, мародерство всегда карались.

Оратором Нестор Иванович был неважным. Но крестьяне его слушали с интересом, он говорил их языком, очень эмоционально. Люди, знавшие "батьку", отмечают силу его взгляда, он буквально сверлил глазами. Будучи, по сути, необразованным (жалел, например, что не знает украинского языка), Махно имел военный талант, был храбр, за время военных действий получил одиннадцать ранений. Антисемитизм махновцев, чинимые ими еврейские погромы - тоже неправда. Все имеющиеся факты говорят об обратном. Среди командиров было много евреев, существовала особая еврейская батарея. За проявления антисемитизма Махно расстреливал. Известен случай, когда расстреляли коменданта железнодорожной станции, вывесившего лозунг: "Бей жидов, спасай революцию, да здравствует батько Махно!" Сила Махно была в том, что он выступал за интересы крестьянства: наделение землей, правом свободной торговли, в политическом смысле - за свободомыслие.

Клеймо "враг народа" было снято с жены и дочери Махно лишь в 1989 году

Весь двадцатый год советская власть воевала с махновщиной, называя это борьбой с бандитизмом. Из Крыма двигался Врангель, и красные опять вынуждены были прибегнуть к помощи Повстанческой армии. Махно пошел на союз, считая, что в первую очередь должен бороться с контрреволюцией. Но взамен просил выпустить из тюрем всех анархистов. Успешные действия махновцев сыграли не последнюю роль в разгроме Врангеля, советское же командование так и не приняло их условий. Зато издало приказ о ликвидации повстанческой армии. Началась кровопролитная борьба махновцев с Красной Армией.

Но сломили большевики махновцев не боевыми действиями, а разумной экономической политикой, пообещав крестьянству товарно-рыночные отношения в виде HЭПа, и амнистию всем повстанцам.

Постепенно махновщина угасла. 28 августа 1921 года небольшой отряд во главе с Нестором Махно перешел советско-румынскую границу. Началась жизнь "батьки" в эмиграции.

Из Румынии Махно с женой перебрался в Польшу, некоторое время жил в Германии, переехал во Францию. Работал сапожником, типографским рабочим. И писал воспоминания. Первая книга вышла в Париже в 1929 году. Вторая и третья - уже после смерти Махно, в 36-м и 37-м годах. Умер Нестор Иванович Махно от туберкулеза легких 6 июня 1934 года в возрасте 46 лет. Тело бывшего крестьянского атамана было кремировано, урна с прахом замурована в стену коммунаров на парижском кладбище Пер-Ла-Шез.

В 1922 году, во время пребывания в Польше, жена Махно Галина Кузьменко родила дочь Елену. Предвидя возможность политических преследований, родители записали ее на фамилию Михненко. В 1927 году Нестор и Галина официально разошлись.
Информация о предвоенной жизни бывшей жены и дочери Махно противоречива, но известно, что к концу второй мировой войны обе оказались в Германии, где были арестованы HКВД. В 1946 Галину Кузьменко осудили за антисоветскую деятельность к 8 годам лагерей, Елену Михненко - к 5-летней ссылке в Казахстан. После освобождения Галина Андреевна переехала к дочери в Джамбул, работала в швейной мастерской. Умерла на 83-м году жизни в 1978 году.

Елена Несторовна сумела закончить техникум и строительно-гидромелиоративный институт, вышла замуж за бывшего военного летчика. Умерла в Джамбуле в 1993 году. Клеймо "враг народа" снято с жены и дочери Махно в 1989 году.

P.S. Автор выражает искреннюю признательность за помощь в подготовке материала сотрудникам Гуляйпольского краеведческого музея и лично Сергею Серегину.

"Facty i kommentarii ". 13 ноября 1998. Жизнь
Электронная версия изготовлена Peter Konovalov.

Официальный сайт Нестора Ивановича Махно
http://www.makhno.ru/st/89.php

The Nestor Makhno Archive - index (russkii)
http://www.nestormakhno.info/russian/index.htm