Россия в индексе восприятия коррупции опустилась со 146-го места в 2009 г. на 154-е в 2010 г. и занимает место между Папуа - Новой Гвиней и Таджикистаном, пришло время вывешивать официальный прейскурант взяток. Получается, что вся борьба правительства с коррупцией представляет собой простое распределение денег между коррупционерами.
Знаменитый русский этнограф Николай Миклухо-Маклай, изучавший быт и нравы папуасов в 70х – 80х годах 19 века, едва ли мог представить себе, что чуть больше века спустя Россия и эти наивные, на его взгляд, племена станут настолько близки друг к другу.
Из стран СНГ в списке этого года лидируют Казахстан и Молдавия, занимающие 105 место. Армения стоит на 123 месте, Белоруссия - на 127-м, Украина и Азербайджан - на 134, Таджикистан - на 154-м. Киргизия занимает 164 место, а Туркмения и Узбекистан - 172.
Согласно прошлогодним данным "Трасперэнси Интернэшнл", объем коррупционного рынка в России оценивался в $300 миллиардов. "В индексе восприятия коррупции за 2010 год Россия набрала 2,1 балла и заняла 154 место из 178 возможных. Такое же место у таких стран как Папуа - Новая Гвинея, Таджикистан, Конго, Гвинея-Бисау", - рассказала во вторник на пресс-конференции в Москве директор центра российского отделения Transparency International Елена Панфилова.
Она пояснила, что индекс, составляемый Transparency International, измеряет уровень восприятия коррупции и является составным индексом, основанным на данных опросов, проводимых среди экспертов и в деловых кругах. Индекс ранжируется по шкале от 0 до 10 баллов, при этом 0 обозначает самую плохую ситуацию с точки зрения антикоррупционной деятельности, а 10 - наилучшую. "Относительно индекса России в 2009 г. никаких кардинальных изменений не произошло. С коррупцией в нашей стране все, как было плохо, так плохо и осталось", - отмечается в материалах Transparency International, распространенных на пресс-конференции. "Создается впечатление, что даже те, кто по долгу службы в меру сил и возможностей стремится реализовывать все эти законы, указы и приказы на практике, находятся в некоторой растерянности. Да, коррупционеры выявляются, дела заводятся, расследуются - но реально наказанных за содеянное коррупционеров не становится больше", - отмечается в материалах.
По словам Панфиловой, важным показателем является ситуация вокруг дела с "Даймлером" и так называемым "делом Магнитского". По ее мнению, перед властью необходимо поставить вопрос о максимальной прозрачности по выявлению лиц, причастных к коррупции в деле "Даймлера". "Что касается "дела Магнитского", то здесь не менее важно не только условия его содержания в тюрьме, а то, как он туда попал", - сказала она.
Оценки Transparency International относительно положения с коррупцией в России выглядят правдоподобно, считает президент фонда "Индем" Георгий Сатаров. "Противоречий между тем, что мы сами фиксируем здесь, и тем, что наблюдаем по этому рейтингу, я не вижу. Мне кажется, что там все, к сожалению правдоподобно. Видимо, это соответствует реальности", - сказал Сатаров "Интерфаксу", комментируя выводы последнего доклада Transparency International. "Я не вижу в этом ничего неожиданного. Этот тренд соответствует тому, что говорило руководство нашей страны. Например, президент выражал неудовольствие тем, как идет борьба с коррупцией, еще в апреле, а недавно мы слышали сообщение от представителя правоохранительных органов о том, что растет бытовая коррупция, растет размер средних взяток", - сказал Сатаров.
Недавно президент Дмитрий Медведев в беседе с американскими предпринимателями в Сколково посетовал на неистребимость коррупции в стране, объяснив ее менталитетом соотечественников, не считающих мздоимство постыдным делом. "Коррупция - действительно, проблема универсальная, и не только российская. Коррупция есть везде, но наша проблема пока заключается в том, что у нас коррупция, к сожалению, не считается постыдной, она является обыденной", - заявил Медведев. В этом, заметил президент РФ, проявляется большая разница между коррупцией в России и в других странах. "Именно вот этот разрыв нам и нужно преодолеть", - сказал он. Медведев подчеркнул, что решение проблемы заключается не в принятии большего количества законов. "Это, к сожалению, и ментальная проблема. И здесь нам есть, чему поучиться у американцев, которые тоже никогда не были стерильными и проходили очень разные отрезки в своем развитии, но в какой-то период они прошли этот путь. Нам тоже нужно это сделать", - отметил президент РФ.
В свою очередь руководитель кремлевской администрации Сергей Нарышкин недавно на координационном совещании заявил, что действенная и системная антикоррупционная политика является залогом успешного дальнейшего развития страны. "Одновременно позитивные результаты борьбы с коррупцией являются таким своеобразным социальным барометром, позитивно влияющим на настроение населения", - полагает он. По данным июльского опроса Фонда "Общественное мнение", россияне по-прежнему считают высоким уровень коррупции в стране, но в последние годы таких граждан стало меньше. В июле 75% россиян назвали "высоким" уровень коррупции в стране, хотя еще полгода назад так думали 79%, а осенью прошлого года - 86%, показывают исследования социологов. С начала года, по их данным, с 10% до 7% уменьшилось число тех, кто уверен, что уровень коррупции в стране снижается, и меньше стало тех, кто говорит о его повышении - с 38% до 34%. Однако большинство респондентов по-прежнему не видят никаких изменений в борьбе с коррупцией и не прогнозирует улучшения в будущем (по 40%). Только 8% россиян верят, что через год коррупции в стране станет меньше, 22%, наоборот, опасаются ее разрастания. 55% респондентов уверены, что победить коррупцию в России невозможно.