Дорого обошли
Даже с бюджетом в 17 млрд. рублей перепись населения не привела к желаемому результату
Всероссийская перепись населения завершена, сейчас проводятся контрольные проверки правильности заполнения анкет и подсчет предварительных итогов. Для многих участвовавших в ней россиян ее результаты неутешительны. Кто-то так и не дождался, пока его посчитают, к кому-то переписчики приходили дважды, а кому-то в анкету записали ошибочные сведения. Сами переписчики жаловались на низкие зарплаты, тяжелые условия труда, а также на то, что их вынуждали придумывать несуществующих людей. Все это, по словам экспертов, превратило важное мероприятие в профанацию.
После предыдущей переписи 2002 года в России, как оказалось, живут орки, эльфы и прочие джедаи. Итоги Всероссийской переписи населения (ВПН) 2010 года могут оказаться не менее экзотичными. Как рассказывают россияне, принявшие участие в акции, переписчики во время заполнения граф допускали невероятные ошибки. В переписных анкетах встречались профессия «токорь», национальности «латыжка» и «руска», иностранные языки «итолянский» и «еврид», а также топонимы «Иркуцкая область», «Резанская область» и город «Чилябинск».
С точки зрения не грамматики, а статистики это ошибки скорее смешные, чем страшные. Гораздо большую опасность представляют неверные данные. А с этим, судя по всему, возникнут проблемы. Многие граждане не желали участвовать в переписи. Психологи объясняют это тем, что ВПН плотно ассоциируется у россиян с государством, к которому они испытывают минимум доверия. Как назло, рекламная кампания политический аспект переписи всячески выпячивала. Кроме стремления «не идти на поводу у политиков», на нежелание россиян участвовать в переписи повлиял страх раскрытия личной информации и нелюбовь к нарушению личного пространства. Многие граждане просто боялись впускать переписчиков к себе домой, а для того, чтобы самим прийти на переписной пункт, им не хватило мотивации. Впрочем, даже «поход Магомеда к горе» далеко не всегда оказывался результативным.
Например, когда слабослышащая москвичка Татьяна, не дождавшись переписчиков, сама пришла на участок и попросила разрешения заполнить анкету, ей отказали. Сотрудники пункта объяснили, что Татьяна якобы обязательно ошибется, а исправлять данные в документе запрещено. При этом переписчик отметил наличие радио в квартире инвалида по слуху, а когда та указала на это несоответствие, принялся спешно зачеркивать написанное. «Вопрос о знании языка жестов не задавался, и вообще непонятно, как результаты переписи могут изменить жизнь слабослышащих людей, – сокрушается Татьяна. – Все данные могли бы найти через милицию или ЖЭК».
23% россиян утверждают, что в гости к ним переписчики так и не заглянули, а еще 66% респондентов не знают, появлялись ли люди в фирменных шарфах хотя бы в их подъезде. Таковы итоги опроса, проведенного «Левада-Центром». Мотивации, необходимой для успешной переписи населения, счетчикам явно не хватало. Как гласит официальный сайт акции, «общая численность работников, привлекаемых к работам по подготовке, проведению и подведению итогов переписи населения составит около 700 тысяч человек», «две трети средств федерального бюджета, предусмотренного на проведение переписи, составляет оплата труда работников», а бюджет соответственно «оценен в 17 млрд. рублей». Выходит, каждый сотрудник должен получить около 15 тыс. рублей. Однако даже инструктор за месяц работы получает 8 тыс. с копейками, а обычные переписчики – не больше 5,5 тыс. рублей без вычета налогов. Интересно, что в Китае с его населением в 1 млрд. 334 тыс. на перепись выделено порядка 1,2 млрд. долларов. В России людей живет в разы меньше, уже менее 140 млн., а денег на их подсчет выделено гораздо больше, чем в Поднебесной. «В Китае рабочая сила дешевле, а мотивация – выше, – говорит «НИ» старший научный сотрудник Института демографии ГУ-ВШЭ Никита Мкртчян. – Кроме того, Компартия могла обязать кого-то работать переписчиком бесплатно – во время советской переписи 1979 и 1989 годов были такие же схемы. Хотя и у китайцев есть свои причины уклоняться от учета, в основном демографического характера».
Кроме того, переписчики жаловались, что им не давали обещанных списков «нехороших квартир», милиционеров для сопровождения или хотя бы сверхнадежное средство самозащиты «свисток пластмассовый». Пропуск дней инструктажа и самой переписи без медицинской справки для студентов-переписчиков засчитывался как прогул в университете. А данные о посещаемости ежедневно сообщались в вуз, несмотря на то что занятия за октябрь студенты ряда вузов отработали еще в сентябре, обучаясь шесть дней в неделю по пять пар. По словам руководителя Мосгорстата Валентина Малютина, «будущим социологам, врачам и всем студентам, чья специализация в конечном итоге подразумевает работу с людьми, такой опыт будет полезен, перепись будет для них своего рода практикой». Правда, не ясно, как такая практика поможет тем же будущим физикам-ядерщикам. Четверокурсники НИЯУ МИФИ рассказывают, что им угрожали отчислением за неучастие в переписи. Через какое-то время вышел приказ ректора вуза, в котором говорилось, что отказавшиеся от работы переписчика студенты должны явиться на хозяйственные работы: «разгребать помойки на кафедрах и чистить институт граблями», как комментируют сами учащиеся. После шквала возмущения незаметно появился следующий приказ, милостиво разрешивший «отказникам» заняться учебной работой. О втором приказе, как говорят студенты, узнали единицы. Кроме того, студенты-физики недоумевают, почему их пытались заставить подписать один договор на двоих, обязывающий переписчиков ходить парами, но не подразумевающий двойной оплаты. В Росстате говорят, что любые принудительные работы в переписи – инициатива руководства вузов и обещают разобраться с наиболее вопиющими случаями.
Мало того, что добровольность участия в переписи вызывает сомнение, так еще и за фальсификацию данных, если таковая выяснится, привлекать к ответственности будут студента. А наказывать, судя по всему, можно будет каждого второго. «У нас три с половиной тысячи переписано, нужно больше», – слышит корреспондент «НИ», решивший поработать переписчиком, от начальника переписного участка. Он раздает списки из паспортного стола, где указаны имена, фамилии и даты рождения людей, прописанных в каждой квартире. Эти списки надо сверять с данными, полученными на практике. Если число прописанных больше, чем реально проживающих, то остальных «вписывают» в квартиру. Если проживает людей больше, чем прописано, – тем лучше. Таким образом, в однокомнатной квартире «живут» 16 человек. Так же переписывали тех, кто по каким-либо причинам не смог или не захотел рассказать о себе, – а их в каждом районе оказывалось порядка 20%. Семейное положение, национальность, образование и источники доходов приходится додумывать самим, опираясь на возраст, отчество и одинаковые фамилии. Но и этих усилий недостаточно, чтобы дотянуть до нужных данных. По информации паспортного стола, на участке проживают чуть больше пяти тыс. человек, а требуется семь. «Начальство требует изобразить прирост населения на одну треть, – заявляет корреспонденту «НИ» инструктор. – У тебя переписано 360 человек – завтра придешь и впишешь еще сто, по одному человеку в квартиру, придумаешь их из головы».
Двойной учет, по словам экспертов, – еще одна проблема переписи-2010. «Росстат будет проводить контрольные проверки анкет, которые позволят избавиться хотя бы от дважды переписанных россиян, однако будут ли выявляться «мертвые души» – не известно, – пояснил «НИ» Никита Мкртчян. – У меня есть опасения, что в каких-то регионах могут насчитать лишнего. Таким образом, они покажут оптимистичную картину эффективной работы, из-за которой наблюдается прирост населения. Под это дело можно выманить больше дотаций из федерального бюджета. Кроме того, есть вопрос престижа – почти все города хотят сохранить статус миллионных».
Светлана Крахотина, Анна Семенова
© «ЗАО «Газета Новые Известия»
http://www.newizv.ru/print/135839/