Дебрянское Содружество Регионов

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Дебрянское Содружество Регионов » В России » Из ментов - в полицаи


Из ментов - в полицаи

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

ИЗ МЕНТОВ - В ПОЛИЦАИ

Президент Д. Медведев заявил: "На мой взгляд, пришла пора вернуть милиции её прежнее наименование и именовать в дальнейшем наши органы правопорядка полицией". На своем блоге на сайте "твиттер" президент написал: "Переименование милиции в полицию - вещь смысловая. Это переход от советской системы к современной...".

Медведев также заметил, что "милицией" органы правопорядка стали называться уже после Октября 1917 года: это название подчёркивало их "народный, рабоче-крестьянский характер - дружинники в погонах".

КОММЕНТАРИЙ.

Разумеется, по части исторических фактов господин президент ошибается, как, впрочем, и всегда. Старая царская полиция и жандармерия были ликвидированы отнюдь не Октябрём, а ещё Февралём 1917 года. Накопившаяся в народе ненависть к полиции в дни революции вырвалась наружу, как распрямившаяся пружина. Полицейские участки подвергались разгрому и поджогу, городовых массами арестовывали или даже расправлялись с ними на месте. Порой возникали смешные сценки: толпы городовых в форме, чтобы избежать народной расправы, покорно шли под арест под конвоем пары студентиков с красными бантами на груди...

Именно тогда на улицах вместо грозных "фараонов" с саблями на боку и появились милиционеры - представители революционного народа. Ушли в прошлое пословицы вроде "что ты кричишь, как городовой?" - потому что новые милиционеры не кричали на прохожих, не махали у них перед носом пудовыми кулаками, а общались подчёркнуто вежливо и интеллигентно, даже с хулиганами и ворами. За что милицию, кстати, ещё летом 1917 года немилосердно высмеивала правая печать...

Но всё это г-ну Медведеву, естественно, неведомо. А жаль... Иногда уроки истории - особенно жестокие уроки, преподанные революциями, - бывают совсем небесполезны для власть имущих.

И в 50-е годы западные туристы, приехавшие в СССР, порой удивлялись, что советские граждане вступают в ожесточённые споры с милиционерами и упрямо отстаивают свою правоту, - у них на Западе спорить с полицейскими было не принято. Столь долгой оказалась инерция нашей революции... А советских туристов, наоборот, шокировали западные полицейские с дубинками в руках - отечественные милиционеры резиновых дубинок не носили. По крайней мере, до эпохи горбачёвских "перестройки и демократизации" - не случайно дубинки в народе иронически прозвали "демократизаторами" и "рычагами перестройки".

Кстати, предложенный законопроект "О полиции" окончательно подводит черту под самой возможностью споров с блюстителями порядка. В нём вводится так называемая презумпция законности действий полицейских: "Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Требования сотрудника полиции... и предпринимаемые им действия считаются законными до тех пор, пока в предусмотренном законом порядке не будет установлено иное". Любопытно было бы приложить эту норму к действиям, скажем, майора Евсюкова в супермаркете, или к бесчисленным случаям пыток и избиений в милиции. "Считаются законными до тех пор..." ... м-да.

Кстати, жаловаться в прокуратуру на избиения и пытки в полиции новый законопроект тоже запрещает. Не верится? Что ж, прочтите сами: "Вопросы, касающиеся организации деятельности полиции, тактики, методов и средств её осуществления, не являются предметом прокурорского надзора".

Ну и, наконец, изничтожается сама ненавистная власть имущим идея о том, что блюстители порядка - это представители народа, "дружинники в погонах". В этом смысле Медведев прав: "Переименование милиции в полицию - вещь смысловая". Да, смысловая. Все пережитки, чудом сохранившиеся до сих пор в милиции с революционных дней 1917 года - право спорить с "правоохранителями", жаловаться на них, само название... - вычищаются оттуда бесследно. Что же остаётся? Не надо строить иллюзий - остаётся ведомство майора Евсюкова, в чистом и беспримесном виде.

Вершина гуманизма нового закона - пункт о применении дубинок: "Запрещается наносить человеку удары палкой резиновой по голове, шее и ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца, а также многократно наносить удары в одно и то же место". Впору прослезиться. Напоминает гуманизм Фантомаса из старой французской кинокомедии, который говорил своим подручным, схватившим профессора: "Не бейте его по голове".

Впрочем, может быть, это и хорошо, что наши власть имущие так плохо знают и помнят отечественную историю? Ведь полиция в России учреждалась неоднократно. Первый раз её существование бесславно прервалось в Феврале 1917 года - в пламени горящих полицейских участков, подожжённых разъярённой народной толпой. Потом были гитлеровские полицаи - надо ли напоминать их незавидную судьбу? Наконец, в третий раз, уже при Ельцине, была учреждена т. н. налоговая полиция. Это учреждение прославилось тем, что настолько проворовалось, даже по широчайшим постсоветским меркам, что рассерженный Путин издал указ о его упразднении - в один день! И, придя поутру на службу, налоговые полицейские ошеломлённо узнали о том, что их ведомство более не существует...

Попробуем в четвёртый раз?

АНЕКДОТЫ В ТЕМУ.

1. - Ну что, Владимир, - крепостное право?
- Не торопись, Анатольич, - сначала полицейское государство.

2. Если по новому закону запретят бить граждан палками по головам, то тогда зачем переименовывать милицию в полицию?

3. Издательство "Детская литература" срочно выпустило исправленную версию известной поэмы, теперь она называется "Дядя Стёпа - полицай".

4. Всё правильно... Милицию переименуем в полицию, Лубянку - в гестапо, губернаторов - в гауляйтеры, а национального лидера - в фюрера нации.

5. Отныне милиция станет полицией, менты - полицаями, а высшая школа милиции - полицейской академией, выпускники которой пополнят ряды российских академиков.

6. Учёные-социологи установили: ничто так не отвлекает от жары и дыма, как вопрос о переименовании милиции в полицию, и, соответственно, ОМОН в ОПОН. Если жара продлится далее, то не за горами вопрос о переименовании ФСБ в жандармерию, а армии - в стрелецкое войско.

7. Вот, наконец, она, реальная реформа: продажный мент лёгким движением языка превращается в коррумпированного полицейского.

8. В ответ на инициативу гражданина Медведева Дмитрия Анатольевича о переименовании милиции в полицию, предлагаю:
- переименовать гражданина Медведева Дмитрия Анатольевича в гражданина Романова Николая Александровича, и, как его же земляка - премировать путёвкой в (уже переименованный) город Екатеринбург.

9. - Почему вы подались в партизаны, дедушка?
- Приехал я как-то в Москву, а на улицах - полицаи...

10. При попытке выбора из двух контейнеров, на одном из которых было написано "Милиция", а на другом "Полиция", осминог Пауль попытался удавиться на собственном щупальце.

11. На конкурсе новое название для МВД победило название: ПИЛИЦИЯ. И суть отражает - не явлется ни полицией ни милицией, и основной вид деятельности раскрывает - пилят и пилят бабло.

12. Вопрос Армянскому радио:
- Будут ли в полиции бить по почкам?
- Если аусвайс в порядке, то бояться нечего.

13. - Володя, в Приморье обнаружились какие-то лесные партизаны... Они нападают на милицию и хотят воевать со всей нашей вертикалью! И это не только в Приморье, это и в других регионах начинается... Что же нам делать, а?
- Только без паники, Дима... Я знаю, что делать. Буду краток - во-первых, вместо милиции надо учредить отряды полицаев, а во-вторых... надо жечь леса, партизанам негде будет прятаться!

14. Опасную штуку затеяли. Во время войны полицаев отстреливали, а после войны судили и расстреливали...

Александр Артемов
http://artemov-aleks.livejournal.com/32202.html

0

2

Менты — Медведев: 1:0

В стране нет силы, обладающей ресурсами ментовской системы. Реформа будет провалена

http://novayagazeta.ru/ai/article.855788/pics.4.jpg

«Революция, о которой так долго говорили большевики», снята с повестки дня. Предложение президента обсудить проект закона «О полиции» означает отказ от планов реформы МВД. В виде компенсации за моральный вред, который менты, стиснув зубы, терпели больше года, пока в широкой прессе шло нелицеприятное и искреннее обсуждение их подвигов и проблем, они получат хороший бонус.

Во-первых, немалые и легальные сливки, которые сулит печатанье новых бланков в ходе ребрендинга, снимут все те же менты, давно подобравшие под себя весь соответствующий бизнес. А главное — по тому же принципу, по которому команда, создавшая перевес, но не сумевшая забить гол, получает его в свои ворота, отказ от настоящей реформы усилит позиции «силовых структур», и нас вместо укрепления законности ожидает дальнейшее усиление их беспредела.

Говорить об этом проекте всерьез было бы нелепо, если бы не кампания в СМИ, в том числе на государственном ТВ, несомненно, санкционированная из Кремля. То есть во власти были силы, допускавшие возможность возвращения в русло конституционного строя из фактически сложившегося ментовского государства, но они потерпели фиаско и вынуждены отступить. Появление проекта закона «О полиции» надо обсуждать в терминах имевшейся возможности возвращения к демократии и, увы, довершающегося разгрома правового государства в России.

Медведев призвал общественность, на глазах у которой это все и происходит, чтобы критика проекта была «не общей, а конкретной, посвященной отдельным разделам, главам, параграфам и соответствующим статьям закона». Но обсуждение по статьям не имеет смысла, так как с правовой точки зрения неприемлема сама парадигма, в которой создан проект и в которой, увы, высказывается даже самая либеральная и компетентная критика против него.

Например, Георгий Сатаров пишет на сайте «Ежедневного журнала»: «Работа милиции зависит не только от закона о ней, но и от работы суда, прокуратуры и т.п. Значит, реформируя милицию, надо менять работу и этих других, сопряженных с милицией, органов власти». Даже здесь милиция (полиция) рассматривается как самостоятельный властный орган, к которому должно приноровлять конфигурацию и полномочия «сопряженных» (по его терминологии) органов. И так, к сожалению, и делается в России, хотя это вовсе не должно быть так даже по той Конституции, по которой страна признает себя живущей с 1993 года.

Всякое лишение или ограничение прав в таком государстве, каким претендует на официальном (прежде всего международном) уровне быть Россия, возможно только по решению независимого суда. Если речь об основных правах, таких как свобода или собственность, то всякое их ограничение требует конкретного для данного случая судебного решения. Более скромное ограничение прав может быть делегировано и иным должностным лицам, не являющимся судьями, но все их решения, связанные с принуждением или запретом, могут быть обжалованы в суд в кратчайшие сроки и самым простым и удобным путем.

То есть в той степени и поскольку милиция (или полиция, один черт) применяет государственное принуждение против граждан, постольку она является не органом управления, а лишь частью судебной системы — разумеется, подчиненной, а не главенствующей. Это главный принцип построения «полиции», раз уж она хочет так называться. Ничего подобного нет в концепции проекта. В самостоятельном значении слово «суд» возникает только в последней статье предпоследней главы и стоит там через запятую на последнем месте: «Действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина <…> могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры Российской Федерации либо в суд». Спасибо, что вспомнили, но кто сказал, что этот суд будет скорым и независимым?

Такое впечатление, что слово «суд» тщательно вымарывалось из проекта: его нет даже там, где, казалось бы, не может не быть, например, в упоминании о лицах, «в отношении которых было принято (кем?! — Л.Н.) решение о взятии под стражу». Но ведь этого слова нет и в критике проекта. Дело, наверное, в том, что в России (когда-то имперской, потом советской, теперь как бы демократической) даже у общественности, не говоря уж про государственных мужей, не возникает и мысли, что суд может рассматриваться не как часть репрессивного аппарата.

Так получилось, что мой «неправительственный доклад» о «диктатуре мента», опубликованный в «Новой» весной прошлого года (см. №№44 и 45 за 2009 год), открыл обсуждение темы милицейских бесчинств в СМИ. Ровно между публикациями двух частей доклада майор Евсюков, словно бы иллюстрируя его основные тезисы, устроил стрельбу в московском универсаме — это и стало началом широкого наступления на МВД в публичном пространстве. На доклад я ссылаюсь в связи с тем, что его главные положения стали с тех пор лишь еще более актуальны, придется их повторить вкратце, а подробнее читатели могут ознакомиться с ними в указанных номерах «Новой».

Итак, мент — явление преимущественно экономическое, это бизнес. Как явление мух обусловлено незакрытой помойкой, так явление ментов обусловлено даже не самим переделом собственности, а допуском к пирогу, вместо независимого суда, «силовых структур». Нарушение законов не является целью ментов: если законы дают возможность прихватить чужую собственность (на любом уровне), то они и применяются в той части, в какой позволяют это сделать, а в той части, в которой они этому мешают, наоборот, не применяются: таковы процессуальные нормы о правах обвиняемых (подозреваемых) и защиты. Нарушения прав человека, с этой точки зрения, — явление не основное, а сопутствующее, и говорить с ментами на таком языке — это то же самое, что агитировать волков за права зайцев.

Понятие «мент», как оно уже сложилось в общественном сознании, — отнюдь не тождественно понятию «милиционер». Не всякий милиционер — мент, хотя сегодня на практике уже почти всякий: если попавший в МВД новичок не участвует в грабеже, система его выталкивает. Но к этому классу (в смысле общности лиц, объединенных одинаковыми экономическими интересами) принадлежат не только сотрудники МВД, но также ФСБ, следствия, прокуратуры, различных инспекций — все, кто положил свою принадлежность к «силовым структурам» в основу личного обогащения. Часто менты и сами не понимают, кто есть кто, для них характерна работа в масках и намеренная неразбериха в полномочиях, хотя друг друга они опознают безошибочно, как насекомые — «усиками». Предложение в проекте «О полиции» оставить за нею дознание, передав следствие в ведение Следственного комитета, с этой точки зрения, ровно ничего не меняет: там и там — менты.

Власть ментов растет вместе с ростом спроса на финансовую и специальную информацию, поскольку она сосредотачивается в аналитических центрах ФСБ, МВД, налоговых органов и т.д. «Реализовать» информацию, то есть превратить ее в уголовное дело с возможностью посадки опять же могут только менты. В обмен на погоны и полномочия, поскольку их пока устраивает то, как те распределяются, менты демонстрируют на разных уровнях лояльность политической власти, власть же рассчитывает на них и в смысле поддержания видимости «выборной системы», и в запугивании «несогласных», что, однако, вовсе не интересно ментам с позиций их бизнеса. Собственные «экономические» интересы часто диктуют ментам не те решения, которые спускаются «по вертикали». Политической власти приходится смотреть сквозь пальцы и на запредельную коррупцию ментов. И если на все это поглядеть не из Кремля, а снизу, картина предстает не как «вертикаль власти», а как слабо связанные между собой ареалы «кормлений», администрация которых контролируются не «вертикалью», а ментами соответствующего ей уровня.

Свою незаконную и ненадежную власть менты конвертируют в собственность. Анализ (а он, наверное, есть) активов российского происхождения в зарубежных банках покажет, что их большая часть принадлежит людям из «силовых структур». Быстро и повсеместно выросшие роскошные особняки принадлежат ментам, лучшие лимузины — это тоже служебные и личные тачки ментов. Строй сложился, никто, кроме ментов, к переделу собственности не допущен, конкуренция между их видами слабее, чем защита всем ментовским классом их общих интересов.

Вновь отсылая за более подробной картиной к докладу о «диктатуре мента», здесь я хочу лишь подчеркнуть, что МВД — только одна из опор этого строя, хотя и очень важная и количественно доминирующая. Но вне монстра как целого ничего реформировать нельзя. А поскольку, в отличие от результата, который воплотился в проекте «О полиции», реформа задумывалась, видимо, всерьез и с достаточным пониманием сложности задачи, приходится задать вопрос: где же те силы, которые, обладая сравнимыми (с ментами) ресурсами, могли быть заинтересованы в этой реформе?

Ответ возможен один: в Кремле. Он же подтверждается и характером кампании по освещению коррупции и насилия в МВД, которая, с одной стороны, велась по делу и (без преувеличения) общенародно, но с другой стороны, без санкции кого-то из дуумвирата не смогла бы достичь ни телевидения, ни таких масштабов.

Причиной попытки той реформы (от которой Кремлю пришлось в конечном итоге все-таки отказаться) была, конечно, не забота о правах человека, хотя ропот относительно этих прав, справедливо раздуваемый со стороны Запада, сыграл тут какую-то роль. Стало слишком очевидно и то, что «правоохранительные органы» вообще бросили притворяться и заниматься поиском и поимкой преступников и выполнять функции по защите порядка и граждан (очевидный для всех пример — ГИБДД, которая, кроме обеспечения проезда кортежей VIP, порядком на дорогах уже вообще не интересуется, а только собирает взятки).

Однако главная с точки зрения политического руководства страны проблема все же заключается в том, что менты тупы и последовательны, как саранча: метут все под корень. При таком режиме невозможна не только политическая инициатива всяких там НКО, но и простая экономическая выживаемость бизнеса, не произнося уж модного слова «инновации». Исторически этот экономический строй, целиком основанный на силовом перераспределении при подавлении производства (чем оно сложнее, тем меньше шансов избежать грабежа ментов), ведет страну в тупик.

В этом причина в том числе не только слов, но и дел, которые уже можно было бы рассматривать как начало реформы: ограничений посадок по делам, связанным с бизнесом, и некоторой либерализации режима в СИЗО (насколько это достижимо с помощью внешнего контроля за соответствующим видом ментов). Две эти меры уже подрывали бы основу ментовского бизнеса и могли бы ограничить их власть. Но менты сразу показали «президентской вертикали», кто есть кто на самом деле. В отличие от команд по закручиванию гаек, команды либерального толка просто не проходят по системе, не вписываясь в базовые интересы ментов. Принципиальное отличие ментовского государства от «полицейского»: это махновщина, а вовсе не полицейская бюрократия западного образца и даже не советский тоталитаризм.

Само по себе то, что вещи нельзя было называть своими именами, иначе крах идей путинской «вертикали» стал бы сразу чересчур очевиден, уже связывало руки инициаторам реформы, даже если в их числе где-то в глубине был и сам Путин. Реформа силовых структур не могла быть проведена иначе, как в виде отказа от «ручного» администрирования в пользу нормативного регулирования, то есть придания праву и законам общеобязательной силы, а не видимости. Тут на первое место и должен был выйти тот самый суд, упоминания о котором так тщательно избегает проект закона «О полиции».

У этого монстра есть одна уязвимая пята: это логика Конституции, из которой никакие собственные полномочия «силовых структур» по ограничению прав и свобод граждан не вытекают. Это исключительная прерогатива судебной власти. К счастью, например, возможность лишения свободы только по суду закреплена здесь в такой категорической форме, что обойти ее легально нет возможности. Впрочем, и такие попытки тоже делаются, и проект «О полиции» в той части, в которой он, например, пытается перевести в легальную сферу «проникновение в помещения» без санкции суда, — яркий тому пример.

Но все же главная дубина ментов в виде угрозы лишения свободы юридически принадлежит вовсе не им, а суду. Если надоело говорить о том, что количество оправдательных приговоров (при известном всем качестве работы следствия) уже многие годы остается на уровне статистической погрешности, можно посмотреть статистику удовлетворения судами обращений следователей о взятии под стражу до рассмотрения уголовного дела по существу: это 90-95% в пользу ментов.

Ментовское государство как строй нашло выход в полном подчинении суда ментам. Это достигается контролем ментов за назначением судей, и в особенности за лишением их полномочий. За внешним фасадом уголовного суда менты изнутри как бы выгрызли самую суть правосудия: принципы состязательности и равенства сторон и презумпцию невиновности. Если суд — только продолжение «органов», симулирующих борьбу с преступностью, то уголовного и административного суда просто не существует. Гражданский суд поражен коррупцией, но и туда проникли ментовские механизмы: из гражданского права менты выгрызли свободную волю сторон, считая, что усмотрение может быть только у одного субъекта — у мента, и только он хозяйским глазом может отличить гражданскую сделку от преступления.

Это явление было названо мной в прошлогоднем докладе (может, и излишне публицистично, но вполне научно с юридической точки зрения) «презумпцией правоты мента». Не знаю, читал ли доклад Нургалиев, но открывая со своей стороны обсуждение проекта «О полиции», он предложил формулу «презумпции законности» действий милиции (полиции?). По праву автора идеи презумпции у меня только один вопрос к министру: это говорит человек, хорошо знающий реальную практику работы в подразделениях МВД?

Реформа МВД не то что не нужна, но она невозможна без судебной реформы, без того, чтобы даже не ослабить, а полностью исключить контроль над судьями со стороны любых «силовых структур». В отличие от большинства критиков проекта, это хорошо понимает университетский юрист Медведев, возможно, он даже сумел убедить в этом и наполовину юриста Путина, но в конечном итоге в экс-президенте взяла верх другая половина, на которую он «силовик», сиречь мент.

О понимании Медведевым роли суда свидетельствовали не только постоянные его встречи с руководством высших судов, где эти проблемы обсуждались пока на уровне разговоров, но и первые и очень точные действия. Самое яркое из них — это поправка в Уголовно-процессуальный кодекс, существенно ограничивающая (для судей, а не для ментов!) возможность применения предварительного заключения под стражу по делам, связанным с предпринимательской деятельностью. Пусть это даже вышло кривовато с точки зрения равенства всех перед законом (почему такая привилегия именно для предпринимателей?), зато точно попало в цель, подрывая основу ментовского бизнеса. Судебная система, легшая под ментов, естественно, начала с саботажа поправки, но потихоньку какие-то предприниматели то здесь, то там в самом деле стали выходить из-под стражи, прецедентов было уже немало.

Да, как в игре: атака, атака, но… мяч влетает в другие ворота. И это — проект закона «О полиции», который будет воспринят ментами как индульгенция на внесудебные бесчинства и грабежи. Во многих статьях (если уж обсуждать его постатейно) этот проект и поощряет ментовское усмотрение: нельзя, но «при наличии достаточных оснований полагать» — можно. Это и есть, по Нургалиеву, «презумпция законности действия милиции», а по правде — возведение в «закон презумпции правоты мента».

Мне кажется, Медведев до поры мог осторожно подбираться к сердцу или к уязвимой пяте ментовского государства лишь в силу всеобщего непонимания того, что суд — это не обязательно менты, что вообще-то может быть и по-другому, а не «как у нас». Но как только, со скрипом повернувшись, какие-то первые судьи добросовестно отпустили из СИЗО первых бизнесменов, вся ментовская рать встрепенулась и с тихим криком: «Ведь так и до Ходорковского может дойти!» — ударилась в ноги единому царю ментовского государства. Дальше, если говорить о судьбе Медведева, то по анекдоту: «Съесть-то он съесть, да кто ж ему дасть!».

Леонид Никитинский
обозреватель «Новой»
Новая Газета № 91 от 20 августа 2010 г.

http://novayagazeta.ru/data/2010/091/00.html

ОТКРЫТО.RU Туманность Нургалиева - Форум «Новой газеты»
Обсуждение публикаций «Новой газеты»
«Новая газета»: обсуждение публикаций

http://www.novayagazeta.ru/data/2010/086/19.html

Опубликован проект закона «О полиции»: гуманизм — на уровне деклараций. Репрессии — на усмотрение сотрудника...

Редакция начинает публичное обсуждение этого законопроекта. Мы приглашаем принять участие в этом экспертов, а также — наших читателей. Обобщенный материал будет направлен в МВД и администрацию президента...

Проект закона тут - http://www.zakonoproekt2010.ru/

http://www.otkpblto.ru/index.php?showtopic=15915

0

3

МЕНТалитет у нас такой

Как и следовало ожидать, проект закона о милиции, который был опубликован в "РГ" и выложен для широкого общественного обсуждения на сайте http://www.zakonoproekt2010.ru ,  вызвал целый шквал читательских откликов. Поступают они и по сей день. Это лишний раз доказывает очевидную в общем-то вещь: людям далеко не все равно, кто и как их  "бережет". Доверия к "защитникам" сейчас немного, критики - вдосталь. Но все же люди не склонны только ругать милицию или обвинять ее во всех грехах. Просто важнее любых букв закона для них - суть нововведений.

Сразу оговоримся: опрос, результаты которого мы сегодня предлагаем вашему вниманию в этом кратком обзоре, на гордое звание "социологического" не тянет при всем желании. Мы даже не стали считать количество голосов "за" и "против". Здесь дело не в количестве, а в качестве откликов и предложенных поправок. Да и наука вещь строгая: настоящие опросы проводятся по "выборке" и специальными методами. Нужно делать поправку и на свойства человеческой натуры - самые эмоциональные и развернутые отклики мы обычно даем не тогда, когда всем довольны и полностью за, а наоборот - если у нас что-то особенно "наболело". О социологических замерах речь чуть позже, а пока - о непосредственной реакции пользователей Интернета и читателей сайта "РГ" на новый законопроект.

Айн-цвай, полицай

Прежде всего авторы нового законопроекта решили "договориться о терминах" и милицию переименовать на западный лад - назвать ее полицией. Большинству тех, кто оставил на сайте отклики, идея по вкусу не пришлась. Как выразился один из них, "полиция - сильно слабое название". Мало того, что на переименование, замену всех бланков и вывесок потребуется уйма денег. Слово "полиция" оказалось в сознании многих жителей страны обремененным  весьма неприятными ассоциациями. То им приходят на ум "полицаи" времен Великой Отечественной, то американские "копы", то вообще царская охранка. Особо въедливые уже придумывают аббревиатуры для поселковых и городских отделений полиции - ПОПы и ГОПы. Или предлагают представить себе отечественный дребезжащий "жигуль" с надписью "Полиция" - то-то будет краса и гордость. "Если хотят  под евростандарты подогнать наших ментов, то пусть им всю европейскую технику купят и зарплату по-европейски платят", - заключают читатели.

Играют свою роль и хорошие воспоминания. Достаточно многие читатели сайта сказали, что нельзя одним махом перечеркнуть всю историю, традиции и достижения отечественной милиции (а не полиции). Полицейский Жеглов и Анискин-коп этого бы точно не одобрили. Может, и Мухтару надо будет теперь по-английски командовать "ко мне!"? Есть налоговая полиция, и хватит. Да и ее еще только предстоит заставить работать эффективно, смена вывески этому пока особо не могла. 

А вообще - это сказали сразу многие читатели - "да назовите их хоть горшками, только в печь не сажайте". Дело не в имени, а в том, чтобы не подменять реформу очередной сменой вывесок и написанием циркуляров. Пусть милиция перестанет брать взятки, несет за свои действия, в случае чего, материальную ответственность, отвыкнет "прикрывать своих", если они виноваты и "мочить чужих", даже если они ни при чем. Пусть "МЕНТалитет" сменит, а название дело десятое.

Где деньги, Зин?

В подавляющем большинстве откликов речь так или иначе идет о денежных вопросах. Прежде всего - о зарплате милиционеров. Как со знанием дела сказала  на сайте "РГ" жена одного из реформируемых, денег этих едва хватает "с тремя детьми на неделю". Читатели предлагают установить для правоохранителей достойные оклады - что считать достойным, другой вопрос. Но что ставки должны быть не меньше тысяч 30-50, говорится часто.  Расхожий ответ: "лучше те средства, которые хотят потратить на реформу, добавить к зарплате рядовым сотрудникам милиции. Может, тогда станут добрее".

Довольно жестко читатели сайта высказываются о руководителях милицейских структур. Все реформы, считают они, нужно начинать "с головы", а не с рядовых оперов и участковых.  А этим, работающим "на земле" - "плати людям, а потом требуй!".

Если милиционерам повысят оклады, надеются читатели, со временем (пусть и не сразу) они уже "не будут нуждаться во взятках", чтобы прокормить семью. Правда, мало кто надеется, что сможет "жить в эту пору прекрасную". Пока что, как показывает опрос, проблема милицейских взяток, гаишных поборов и повсеместной коррупции  в правоохранительных органах - одна из самых болезненных для наших сограждан. И людей в новом законе очень настораживает то, что работники милиции (полиции?) получают ряд новых "возможностей" на этот счет. Так, предприниматель с 20-летним стажем опасается, что право беспрепятственно знакомиться в организациях с необходимыми материалами и иными сведениями на деле будет означать, что милиционер сможет в любой момент  (без решения суда, как сейчас) изъять в его фирме любые бумаги, фактически парализовать ее работу  - а потом за отдельную мзду еще и "слить" информацию конкурентам или другим силовикам.

Во многих читательских комментариях высказывались опасения, что милиция слишком широко и в свою пользу будет трактовать нормы законопроекта. Например, начнет необоснованно проводить ревизии фирм, проверять документы без веских на то оснований, задерживать граждан и даже "беспрепятственно и безвозмездно пользоваться принадлежащими им средствами связи".

Кому явно икалось все последние недели при обсуждении законопроекта, так это работникам ГАИ-ГИБДД. Одинокие голоса "а зачем милицию обвиняете, что взятки берет - сами же даете, когда ПДД нарушаете, сами просите, чтоб взяли!" тонули в слаженном хоре припомнивших гаишникам все их прегрешения. Да и возможность тормозить на дороге всех подряд и проверять у них документы восторга не вызвала: чем такие вещи обычно заканчиваются, все известно хорошо.

Ты документ видел?

Некоторые читатели прислали на сайт "РГ" целые трактаты с развернутой критикой отдельных статей и пунктов законопроекта. Все они, безусловно, дойдут по адресу - до разработчиков закона и тех, кто будет обсуждать его во властных структурах.

Но при чтении откликов упорно всплывает в памяти реплика Глеба Жеглова из культового фильма: "А ты, Шарапов, хоть один важный документ у меня на столе видел?" Похоже, что "важной бумаги" в предложенном проекте многие из откликнувшихся на его публикацию так и не разглядели, как ни пытались.

Законопроект критикуют за расплывчатость  и "формализм" формулировок. Указывают на несоответствие ряда его положений статьям Конституции. Опасаются, что новый закон позволит достаточно вольно обходиться с гражданскими правами людей - например, если дело касается митингов или шествий.  Что нового в объеме полномочий милиционера-полицейского? От каких несвойственных ей функций органы охраны правопорядка освобождаются? Какую ответственность будут нести милиционеры за то, что работают спустя рукава и занимаются бумажной волокитой вместо реальной работы? Что помешает им, как и раньше, отказывать в приеме заявлений, давить на свидетелей, брать взятки? Чего станут бояться разнообразные "оборотни" и их высокие покровители? Где гарантия, что "особый порядок" для вип-персон не сохранится в прежнем объеме и не расширится еще больше? Что сделано, чтобы исключить зависимость милиции от местных властей во всем, что касается социальных вопросов - квартиры, детсадов, школ и т.п.?  На эти вопросы многие читатели сайта "РГ" в законопроекте так ответов для себя и не нашли.

Ты меня уважаешь?

В последнее время авторитет милиции, мягко говоря, не на высоте. Многие реплики читателей это подтверждают. Но если отставить в сторону эмоции и резкие эпитеты, получается удивительная штука: обсуждая законопроект о милиции, люди эту самую милицию начинают… защищать.  В том числе и от излишне усердных реформаторов. "У нас проводят реформы, тратят деньги налогоплательщиков, а потом в итоге получают в лучшем случае ноль. И ни один реформатор не призван к ответу за разбазаривание денежных средств".

Авторы откликов требуют внести в закон нормы о социальной защите сотрудников правоохранительных органов. Избавить милиционеров от "палочной системы" и бумажной работы, из-за которой они вынуждены терять время впустую. "Милиция превратилась в конторских крыс, которые 95% рабочего времени проводят в кабинетах и пишут никому не нужные бумажки", - пишет один из читателей, отрекомендовавшийся "действующим милиционером". Но и люди, с милицией не связанные, тоже не раз говорили, что одними обвинениями делу не поможешь, надо, как говорится, "не сток чистить, а систему менять". Сразу несколько читателей, явно не сговариваясь, сказали, что, мол, о милицию только ленивый сейчас не "вытирает ноги" - но далеко не всегда это справедливо. И если в каждом отделении милиции будет лежать "жалобная книга" - кто помешает "любому алкашу и наркоману" написать туда что душе угодно, а потом после проверки "принципиального" милиционера запросто могут, не разобравшись, уволить.

Но вообще-то, как написал один из читателей, "не забывайте, что именно в последние годы в милицию пришло новое поколение, выросшее при "диком капитализме". Отсюда и проблемы с культурой, образованием и всем остальным. Какой народ, такая и милиция. Новых и честных взять неоткуда. Не сомневаюсь, что есть такие, но на всю милицию не хватит, к тому же не факт. Что они захотят служить".

"Насчет самих граждан не стоит забывать, что они уважают нас только на тот момент, когда им нужна помощь, - в свою очередь пишет в "РГ" сотрудник милиции. - Уговоры и просьбы очень часто оказываются бесполезными. Как только человек видит вежливое обращение, он тут же перестает замечать сотрудников милиции и продолжает свои противоправные действия".  И предлагает, с одной стороны, ужесточить наказание милиционерам за грубость и произвол, но с другой - и граждан за противодействие милиции приструнить как следует, вплоть до уголовной ответственности.

"Главное условие успешной работы милиции - это поддержка людей", - резюмирует третий автор откликов.

Истина в этих спорах, похоже, пока не родилась. Но и дискуссии пока далеко не закончены. И, видимо, будут идти еще долго, даже если законопроект все-таки, внеся поправки, в обозримом будущем примут.

"Не изменится сразу ничего. У нас все реформировать надо: образование, медицину, армию, силовые ведомства. Везде произвол: откаты, взятки. Нужно, чтобы общество созрело, а у нас люди проходят мимо произвола, закрывают глаза. Потому что боятся… нет веры ни в прокурора, ни в судью. Все решают связи и деньги. Через поколение, лет через 10-15, может быть, что-то изменится", - пишет читатель "РГ" и с ним солидарны достаточно многие. Если говорить о тех, кто вообще не молчит, не равнодушен, имеет свое мнение и его высказывает.

Таких, кстати, в целом по стране не так уж много. Интернет-дискуссии, конечно, дело хорошее. Однако настоящее "всенародное обсуждение" законопроекта еще явно не началось. Социологи Фонда "Общественное мнение" провели очередной опрос 1, 2, в ходе которого попытались выяснить отношение россиян к этому документу. Почти половина респондентов - 47% - впервые слышали о том, что законопроект "О полиции" доступен для общественного обсуждения. 52% безразлично относятся к идее переименовать милицию в полицию, а ровно треть - 33% - отрицательно. 67%  не хотят участвовать в общественном обсуждении закона и полагают, что это не поможет его усовершенствовать.

Екатерина Добрынина
"Российская Газета"

http://www.rg.ru/printable/2010/08/21/m … -site.html

0

4

Могильная плита на реформе МВД

Изучение представленного на общественную экспертизу проекта закона «О полиции» оставляет противоречивое впечатление. С одной стороны, перед нами добротно исполненный текст, выдержанный в точном соответствии с современными стандартами юридической техники. Новый закон вооружает российские органы внутренних дел таким разнообразным и мощным ресурсом статуса и полномочий для противодействия преступности и охраны правопорядка, что теперь «нет таких крепостей, которые не смогли бы взять большевики».

Есть, конечно, то, о чем следует задуматься. Так, в статье «Права полиции» таковые определены по сорока двум позициям и, к тому же, сопровождаются дополнением о том, что полиция реализует и «иные права, предоставленные ей федеральным законом». Кстати, в статье «Ответственность сотрудника полиции» перечень короче в 10 раз, и сами формулировки достаточно размыты. Запомним этот прием.

Особого внимания заслуживают статьи закона, которые затрагивают конституционные права граждан. Законопроектом установлено право полиции входить беспрепятственно либо проникать в любое время суток в жилые и иные помещения граждан и на принадлежащие им земельные участки. При этом полицейские вправе взломать замки и даже собственно «конструкции, препятствующие входу» (читай: двери, стены, потолки и пр.). Проникать без согласия хозяев жилья будут, конечно, «при наличии достаточных оснований полагать, что в помещении совершается преступление, произошел несчастный случай или находится лицо, пребывающее в беспомощном состоянии».

Звучит, как увертюра в классической опере. Но ведь у нас-то к этому делу приставлены настоящие опера. И в реальной жизни один другому пишет справку о том, что именно по данному адресу и именно сейчас творится правонарушение. Степени достаточности этих «сведений» никто не устанавливал, «источники  информации» по оперативным соображениям  не раскрываются, так что закрывайте УПК и выбивайте двери. Вы скажете, что не все так безнадежно, ведь в той же статье закона предусматривается уведомление прокурора о проникновении в жилое помещение, помимо воли находившихся там граждан.

Говорите, говорите… Уж если вломятся да «поработают» в квартире или на даче, то попутно сумеют убедить  владельцев, что бодаться с родной полицией будет себе дороже. Так что, скорее всего, возражения по поводу силового проникновения будут сняты, а стало быть — и с прокурором переписываться не нужно. Если же в прокуратуре не узнали о полицейском посещении, то, считайте, его и не было вовсе. Как потом обжаловать эти действия, чем  обернется впоследствии  это происшествие? В законе другого регламента нет.

В  обязанности полиции законом включено обеспечение общественного порядка при проведении собраний, митингов и уличных шествий. Собственно, а как же иначе? Однако в длинную формулировку правомерного и необходимого полномочия вкраплено несколько важных слов: полиция «согласовывает проведение таких мероприятий». Как здесь быть с пресловутой 31-й статьей Конституции Российской Федерации, провозглашающей безусловное право граждан на собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование? Напомним, что никаких  ссылок на возможность полицейского регулирования реализации этого фундаментального права Конституция не дает. 

В рассматриваемом законопроекте, который заявлен авторами как инструмент кардинальной смены приоритетов и ломки психологических установок в деятельности нынешних органов внутренних дел, обнаруживается явное противоречие подобным намерениям. Законом закрепляется статус «священной», а правильнее сказать, «дойной коровы» современной российской милиции – оказания охранных услуг на коммерческой основе. Специфику реализации этой функции руководители министерства обычно не обсуждают, хотя во вневедомственной охране служит не одна сотня тысяч  вооруженных людей в милицейских погонах.

Правда, силы и средства распределены в этой сфере неравномерно. На защиту недавно взорванной Баксанской ГЭС выставили только двух переутомленных милиционеров, в итоге проспавших нападение бандитов. Зато много лет москвичей и жителей других крупных и небедных российских городов радует бодрый и напористый вид бойцов с эмблемой МВД РФ на рукавах и с автоматами наперевес, которые на джипах с «мигалками» лихо передвигаются от офисов к ресторанам и загородным домам бизнесменов, охраняя их  от «быдла» и конкурентов. Кто же закроет такое важное и прибыльное во всех смыслах этого слова дело? Вот и записали в статье «Обязанности полиции» нового закона: «охранять  на договорной основе имущество граждан и организаций». И это при наличии в отечественном  частном охранном бизнесе миллиона сотрудников и объективных возможностей для развития этой сферы негосударственных услуг.

Особая материя не только данного законопроекта, а обстановки в стране в целом – вопросы контроля и надзора за деятельностью органов правопорядка. О реальном влиянии на текущую ситуацию в МВД президента, правительства РФ и Федерального собрания, упомянутых в тексте закона, говорить трудно, имея в виду одни только десятки тысяч уголовных преступлений, совершаемых ежегодно сотрудниками милиции. Как говорится, за всеми не уследишь, да еще с такой высокой и далекой горы. Но ведь у нас есть  общественность и прокуроры.

С ними авторы законопроекта обошлись виртуозно. Например, записали, что общественные советы осуществляют контроль за деятельностью полиции «в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел». То есть право общества на контроль лишь декларируется, а на самом деле министр внутренних дел, а не закон, устанавливает пределы и степень контроля за собой и своими подчиненными. Надо заметить, что общественный совет и ныне действует при МВД РФ. Возглавляет его поэт-песенник Илья Резник. Так что концерт с общественным контролем идет в нашей милиции уже не первый год. Правда, из этого зала до широкой публики не доносилось возмущенных криков милицейских общественников, когда в российских регионах сериями  фиксировались шокирующие происшествия с участием сотрудников МВД.

Ну, да ладно с Резником. Сложнее и двусмысленнее роль, которую отвели в законе генеральному прокурору  России и его подчиненным. Их полномочия непрозрачны, как августовский московский воздух. С одной стороны: «Надзор за исполнением полицией законов осуществляют генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры», — что, безусловно, хорошо. Но с другой стороны: «Вопросы, касающиеся организации деятельности полиции, тактики, методов и средств ее осуществления, не являются предметом прокурорского надзора», что уже просто издевательство. Ведь «деятельность» полиции по своей сути – это правоприменительная практика, и она-то  оказывается зоной, закрытой для прокуратуры. Авторам законопроекта надо, как минимум, яснее выражаться, а то ведь вскоре полицейские мастера «тактики, методов и средств» будут посылать «за пределы прокурорского надзора» всех проверяющих, в каких бы классных чинах они ни состояли.

Теперь о главном. Мы помним, что тема реформирования МВД не значилась в предвыборных программах президента и партии власти. Она зазвучала под грохот выстрелов евсюковых  в разных концах страны, после бесконечно повторяющихся сообщений об издевательствах, пытках, унижении людей, совершаемых повсеместно не какими-то участниками отдельной организованной преступной группы «оборотней в погонах», а в рутинном порядке, как  часть обычной милицейской работы. У  граждан в разных слоях российского общества накопилось столько гнева и презрения к  «засадам» ГИБДД, жестокости уличных операций ОМОНа,  волоките и фальсификациях при расследовании преступлений и агрессивности при милицейском «крышевании», что объявление о реформе МВД было воспринято как  давно ожидаемое и принципиально важное для  развития страны.

Что же нас ждет сейчас, когда представлен законопроект «О полиции»? Является ли реформой подробное описание в федеральном законе чувствительных при избиении человека  резиновой дубиной точек его тела? Что изменится в деятельности органов внутренних  дел при наращивании их полномочий на грани или практически за гранью конституционных ограничений? Какие мистические механизмы выздоровления должны сработать при переименовании нынешней тяжело больной российской милиции?

Если дочитаете закон «О полиции» до конца, то поймете, что чуда не будет.

В главе  «Переходные и заключительные положения» определен порядок, при котором «сотрудники милиции с их письменного согласия остаются на службе в полиции на соответствующих должностях, не переназначаются и по замещаемым должностям не переаттестовываются». Финиш. Все, оказывается, уже на своих новых местах.

Тем, кто не может  поднять одну гирю, добавили вторую. Сегодня милиционеры все-таки  рискуют, затевая циничные и наглые атаки на бизнес? Завтра полицейские получат индульгенцию от прокурорского надзора. Сейчас в милицейских «дежурках» в упор не видят  надоедливых граждан с их заявлениями и жалобами? На усмотрение полиции дается документальное подтверждение самого факта вашего обращения. Далее по тексту…

Итак, реформы МВД нет, но предлагается приличный законопроект о «полиции», которую   когда-нибудь и откуда-то доставят на нашу грешную землю. Что делать? Как пел Высоцкий: «Скажи еще спасибо, что живой…»

Василий Зайцев
© 2000-2009 ИА «Росбалт»

http://www.rosbalt.ru/2010/08/12/761607.html

0


Вы здесь » Дебрянское Содружество Регионов » В России » Из ментов - в полицаи