Какая часть бывшего «Имарата Кавказ» взорвала Пятигорск? 17 августа …В Северной Осетии террорист взорвал себя у контрольного пункта милиции КПМ 105 рядом с ингушской границей. Правоохранительные органы долго не могли определиться с числом жертв. Первоначально сообщалось об одном погибшем, затем о трех. В настоящее время известно, что один милиционер убит, еще двое или трое ранены. Террорист-смертник также погиб на месте, сообщила "Интерфаксу" пресс-секретарь СУ СКП РФ по Северной Осетии Мария Гасоева…
Информационные сообщения августа 2010 года.
17 августа ….Возле кафе в Пятигорске по адресу Кирова, 45 прогремел взрыв. Разные источники сообщали поначалу разные данные о характере этого ЧП, но потом сошлись: рядом с заведением взорвался автомобиль. О погибших ничего не известно. Число раненых - также по разным источникам до 28 человек, но эта цифра не окончательная. Двое в тяжелом состоянии…
Начиная с 1991-го года, ни один август россиянской федерации не обходится без тех или иных чрезвычайных происшествий и, похоже, оно опять начинается. И хотя в мрачном августе, с которого в том, 91-м году, и начался отсчёт россиянской системы, есть известная доля мистики, в данном случае она дополнена ещё и чужой стратегией.
Начать, правда, придётся с событий двухнедельной давности, о которых радостно сообщала вся россиянская пресса, но которые все почему-то успели подзабыть:
Лидер чеченских сепаратистов Доку Умаров официально сложил с себя полномочия "эмира Кавказского эмирата", как он называет свою должность, и назначил своим преемником Асламбека Вадалова. Об этом сообщает русская служба BBC со ссылкой на интернет-сайт сепаратистов "Кавказ-центр". Ни в Москве, ни в Грозном официальные лица пока никак не отреагировали на заявление Умарова об отставке. В видеообращении, размещенном в интернете, похожий на Умарова человек говорит, что передает пост эмира более молодому товарищу, и добавляет, что сидящий рядом с ним Асламбек Вадалов станет "более энергичным" лидером. При этом Умаров подчеркнул, что продолжит джихад и будет помогать новому руководству. Сообщение Прессы.
За сообщением об уходе Доку Умарова «на заслуженный отдых» последовали другие сообщения прессы с заявлениями боевиков по всему Кавказу, которым не сильно понравился «преемник» Доку Умарова и которые не сильно горели желанием подчиняться новой «вертикали». Далее на сцену опять вышел Доку Умаров:
Лидер чеченских боевиков Доку Умаров, который ранее заявил о сложении полномочий и назвал имя своего преемника, заявил, что передумал уходить. Соответствующее заявление, подкрепленное видеообращением, распространил сайт сепаратистов "Кавказ-Центр". Новое обращение Доку Умарова датировано вторым августа (дата не только появляется в титрах, но и сам боевик называет ее, предварительно посмотрев на часы). Сообщение Прессы
….после чего в прессе опять появились сообщения о новых заявлениях коллег господина Доку Умарова:
Запрещенное властями незаконное бандформирование "Имарат Кавказ" под угрозой распада после сделанного на прошлой неделе заявления чеченских боевиков о выходе из подчинения лидера боевиков Доку Умарова. Как предполагают эксперты, причиной бунта стала непоследовательность самого Умарова, сначала заявившего о своей отставке, а потом поспешившего вернуться. Видео, в котором боевики заявляют о выходе из "Имарата Кавказ", разместил исламистский сайт wwwlamanserlo.com, сообщает газета "Коммерсант". На пленке среди примерно 50 участников незаконных вооруженных формирований присутствуют известные полевые командиры - Асламбек Вадалов и Хусейн Гакаев, а также арабский наемник Муххадан, занимающийся подготовкой террористов-смертников. Сообщение Прессы.
В общем, похоже, на абракадабру какую-то. Часть россиянских политолухов и прочих «экспертов», как бы специализирующихся по Северному Кавказу, но мыслящих по меркам коридоров Государственной Думы, тут же сделали вывод о том, что «сепаратистская вертикаль власти распалась и война закончилась». С точки зрения ситуации с «вертикалью» россиянской федерации посылание президента на три буквы со стороны глав регионов страны, и командиров крупных военных частей и соединений, есть действительно очевидное свидетельство распада «вертикали». Однако Северный Кавказ – это не россиянская федерация.
Кроме нас, как обычно, никто подоплёки в упор не видит, поэтому, часть политологов и прочие говорящих голов, скромно промолчали, очевидно, выжидая пока обо всём напишет АРИ, и можно будет, почитав, начать строить из себя умных. Ладно, так и быть, опять всё расставляем по полочкам.
Разного рода группировок боевиков, кланов, тейпов и прочих формальных и не формальных объединений в Чечне и других республиках Кавказа будет поболее чем областей в россиянской федерации. Во главе каждого такого формирования стоят свободные вооруженные люди со своими собственными источниками финансирования и, как следствие – своими собственными советниками на предмет что делать или не делать. Кроме того, Северный Кавказ – регион достаточно большой и подчас между теми или иными полевыми командирами, сотни, если не тысячи километров утыканных блокпостами дорог. Наконец, самое главное: война на Северном Кавказе идёт уже два десятилетия, став для многих местных жителей частью реальности, к которой надо приспособиться и даже сделать средством существования.
Что при этом происходит, хорошо видно на примере Афганистана, который воюет с 1980-го года, и в котором сегодня сурово увязли американцы. Так, какой-нибудь моджахед, воевавший ещё с эпохи СССР, уже вырастил трёх сыновей, одного из которых послал в горы к талибам, второго – работать в администрацию к Хамиду Карзаю, третьего – оставил работать в поле и собирать мак. Особо идейные русские в 1917-м ходили стенка на стенку, и братья подчас охотно рубили друг друга шашками «за идею». Однако главная идея афганцев – это семья, род, поэтому работая на Усаму или на Карзая сыновья моджахеда на самом деле работают на свою семью. Туда стекается и заработок, и информация, которую старый моджахед, как истовый мусульманин, всегда охотно (или за небольшое вознаграждение) передаст в горы талибам: когда поедет американская колонна, что будут везти, сколько охраны и так далее. Естественно, если талибы решат слегка покрошить эту колонну, сын сообщит старому моджахеду, чтобы его сын, служащий у Карзая, держался от этой колонны подальше. Эта система существует, действует, и процветает, со всякими вариациями.
Приблизительно такая же система сформировалась за много лет войны и на Северном Кавказе, где разного рода «Имараты Кавказ» - образования достаточно условные и есть просто набор определённых правил, которые местные жители стараются не нарушать. Всё и вся связано тысячами нитей и отношений. Неважно кто где служит или воюет – у сепаратистов, в администрации местных как бы пророссиянских властей, или в россиянской же милиции. Главное правило одно: выкачать бабла из россиянской федерации, что каждый делает своими силами и своими способами. Рамзан Ахматович, например, просит у Москвы денег «на восстановление Чечни», «на мелиорацию», и так далее, как сегодня на встрече с Медведевым в Сочах. Ингушетия и Дагестан – «на восстановление плотины», «на ремонт инфраструктуры». Всё это с кивком на бегающих по горам сепаратистов. Деньги идут, и учитывая их свойство, подобно воде в губке рассасываться по своим, они так или иначе перепадают всем, в том числе и бегающим по горам гражданам. Так что и последние получают (разными способами) с Москвы деньги. То есть деньги на борьбу с сепаратистами их и подпитывают. В общем, всем хорошо. Какое-то время ситуация устраивала всех, а Владимиру Владимировичу оно было до лампочки. Но пришёл дотошный гражданин Медведев и, увидев такой замкнутый круг, стал задавать разные неудобные вопросы. Что, да почему? На вопросы местным кавказским начальникам нужно отвечать. В этой ситуации, наличие «Имарата Кавказ» - бренда общекавказского сопротивления не позволяет уйти от вопросов. Так как считалось, что в «Имарате» верховодят чеченцы, больше всего вопросов было естественно к Кадырову. Отсюда, наличие «Имарата Кавказ» стало мешать уворачиваться от неприятных вопросов, и получать бабло . Как это выглядит на практике?
На практике это выглядит так, что если раньше был какой-то Доку Умаров, как бы главный над всеми боевиками, и который как бы что-то решает, то теперь главного нет. «Имарат» «распался», хотя как может распасться то, что никогда целостным не было, сказать сложно. Но раньше, после каждого взрыва в Кремле вставал вопрос, почему не пойман или не взорван Умаров. Что там отвечает Кадыров? Что изменилось теперь? Теперь, если что-то кто-то взорвёт в Ингушетии – местные начальники объяснят местной официальной власти: это не мы, это чеченцы. Если же что-то взорвут в Чечне, Ставрополе, то в Чечне всегда смогут сказать, что наши сепаратисты сидят смирно не высовывают носа с гор. Это какие-то залётные из Дагестана пришли или из Кабарды. А если, наконец, кто-то что-то взорвёт уже в Москве – то кавказские чиновники будут разводить руками - совершенно не понятно кто взорвал, какая часть «расколотого» подполья. И самое главное, непонятно, начальник какой республики за это несёт ответственность. Всегда можно показать пальцем куда-то в сторону. Поэтому, как только «раскол» в «Имарате» произошел, начались и взрывы. Видимо и денег будут просить теперь больше.
Другими словами, схема противодействия федеральной власти, значительно, если не на порядок усложнилась. Схема, по большому счёту, списана с бытия чиновников россиянской федерации, которые вышибают из «лохов» (то есть обычных граждан) деньги. Человек может годами ходить собирать какие-то бумажки, но чиновники будут пожимать плечами, сочувственно качать головой и показывать пальцем на других чиновников, поясняя, что я типа бы с радостью, но вон видите – нужна бумажка от Ивана Ивановича, согласие от Петра Сидоровича и распоряжение от Ефима Абрамовича. И круг начинается по второму или даже третьему году пока человеку не остохренеет и он не полезет за бумажником. Но и после этого, даже рассчитавшись со всеми, по последней россиянской коррупционной моде, он ничего не получит. Всегда можно будет куда-то указать, типа– кто-то там не пропустил. То же самое мы видим и с разводкой Центра на Северном Кавказе, только роль Ивана Ивановича и Ефима Абрамовича играют местные чиновники, а роль лохов отведена гражданам в Кремле. И опять всё хорошо, можно вышибать бабло в Москве, гонять лохов по кругу.
Это совсем не значит, что например Евкуров или Кадыров, напрямую общается с подпольем. Но тысячи нитей, существующих на Кавказе, так или иначе его с ним соединяют. И главное, интересы жителей, администрации республики и подполья, стратегически вполне совпадают. Вот вам и система. Одно слово - Кавказ! За двадцать лет войны, ещё раз повторяем, на Кавказе всё настолько переплелось и утряслось, что никакими административными или идеологическими методами, ничего не исправить. Война для местных жителей – это средство зарабатывания денег, ибо микропроцессоры там не делают, и иного экспорта оттуда, кроме запугивания, потоков агрессии и криминала, нет. Поэтому единственный способ этот экспорт остановить – построить вокруг самых будорожных мест большой бетонный забор, перекрыв при этом все идущие за забор дотационные вентили. И путь местные жители сами разбираются и кто главный, как жить дальше, и чем зарабатывать на жизнь.
Собственно, мы об этом уже писали раз двадцать, сопровождая такой рекомендацией каждый материал по Северному Кавказу. Однако забора всё нет, а народу в России всё окончательно надоело. Согласно оценкам до 80% жителей русских регионов России хотят избавиться от Кавказа, а может и все 90%. И постепенно вопрос со всей неминуемостью встаёт так – либо «вертикаль» избавляется от Кавказа, либо, с довеском от всех провалов, включая пожары лесов, страна избавиться от «вертикали». Каким способом это произойдёт, судить сложно, но накопленный потенциал обязательно реализуется. История это подтверждала не раз.
АРИ - аналитический отдел - http://ariru.info/news/3536/