Протоиерей Максим Козлов недавно нашумел своим заявлением на радиостанции «Эхо Москвы» о том, что лучше быть бедным и больным, чем богатым и здоровым.
Этот священнослужитель РПЦ является по месту службы настоятелем храма святой мученицы Татианы при МГУ, при этом храме существует также Интернет-сайт, на котором «отец Максим» иногда отвечает на вопросы. Вот что он ответил на мой вопрос о рабстве, существовавшем в Московском царстве и царской империи, публикуется с некоторым сокращением, касающемся личных обращений и частных адресов для Интернет-переписки.
Вопрос: Меня волнует одна тема, о которой все забыли, - крепостное право и роль РПЦ в его установлении и поддержании. Известно, что РПЦ не возражала (мягко скажем) против отмены Юрьева дня при царе-богомольце Феодоре Иоанновиче и его шурине Годунове. Как так? Ведь в Библии сказано: вы куплены дорогою ценою, не делайтесь рабами человеков. Не хочет ли РПЦ всех снова превратить в рабов, но не Божьих, а своих? Раб Божий - это всего лишь верующий, он не обязан бесплатно работать, терпеть истязания, быть безропотным и запуганным крепостным, которого могут продать на рынке с одобрения православия. Именно в таких кротких овечек, забитых и смиренных, слабоумных (как Феодор Иоаннович) и покорных постаралась превратить московитов РПЦ. Сама она бы этого не смогла, у неё не было ни полиции, ни жандармов, ни исправников, ни становых, но в союзе с царизмом в центральных губерниях Московии сумела. В идеале поповщина и царей бы под себя подмяла, но не все были Феодоры Иоанновичи и Годуновы (шурин царя сам объявил себя царём - смех), и помещиков, и все окружающие народы, но удалось только тёмных, неграмотных, затюрканных задавленных хлеборобов. Сейчас у вас уже не получится, информационной и идеологической монополии у РПЦ нет, люди будут какими угодно - подлыми, преступными, бесноватыми, бессовестными, циничными, но не вашими жертвами. РПЦ всё время призывает к жертвенности, но не во имя Господа, а ради своих и царских корыстей. Кому вы служите? Богу или Сатане?
Ответ: Уважаемый господин … Если Вас интересует история Русской Православной Церкви, рекомендую Вам многотомную «Историю Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова), недавно переизданную с дополнениями, книги Антона Владимировича Карташова – «Лекции по истории Русской Церкви».
Если затруднитесь с прочтением столь многих томов, есть удобные энциклопедические издания. Сейчас переиздаётся Большая Российская Энциклопедия, Православная Энциклопедия. Если Вы владеете английским языком, то можно познакомиться с энциклопедией «Британика».
Там Вы, в частности, узнаете то, что термин «рабы», который употреблялся применительно к несвободным сословиям в зрелом средневековье, конечно, совершенно не тождественен понятию «раба» в античности, скажем, в греко-римской, ближневосточной или дальневосточной. К средневековому обществу, возможно, можно относиться по-разному, в зависимости от нашего собственного мировоззрения. Но одно несомненно: оно было значительно более гармоничным внутри себя, чем общество внесословное и внерелигиозное, которое начало формироваться во второй половине девятнадцатого, а в особенности в начале двадцатого столетия.
Адрес ответа на сайте: http://www.taday.ru/vopros/20162/1196214.html
Господин Максим Козлов, как мы видим, утверждает, что продажа людей на рынках и полное владение ими практически без всяких ограничений не тождественно понятию рабства.
Протоиерей Козлов считает, что фраза из послания апостола Павла: «…вы куплены дорогою ценой, не делайтесь рабами человеков» относится к античному рабству, а вот к средневековому или к рабству ХYIII-XIX веков она почему-то не относится.
Отчего же не тождественно, господин Козлов? Рабство всегда есть рабство, сколько и чего не читай по столь любезной рекомендации, какие бы фиговые листки к нему не лепили. Не потому ли, что вам и вашей РПЦ удобно вывести себя из подчинения заповедям своей же религии, относя их только к античным временам?
Более того, протоиерей Козлов полагает, как это следует из его слов, что то состояние «позднесредневекового общества», при котором могло быть рабство, является более «гармоничным», т.е. и в наше время является желательным с его точки зрения, если не в прежних формах крепостной зависимости, то, наверное, уж в каких получится.
Необходимо отметить, что такое массовое и мало чем отличающееся от античного рабовладение и работорговля для коренного (!) населения и в Средние Века (если считать ими век ХYII), а тем более в ХYIII-ХIХ веке были только на той территории, где монопольно господствовала РПЦ.
В остальном комментарии излишни.
Поручик Киже
Отредактировано ПоручикКиже (2011-10-07 14:04:08)