Посвящаю светлой памяти умученных: советской властью родных дедушек моих — Ивана Семеновича Веревкина и Захара Павловича Балашова, которых мне так и не довелось увидеть живыми, так же как и их безымянные могилы.
Вступление
ЧИТАТЬ ИЛИ НЕ ЧИТАТЬ ЭТУ КНИГУ
Кажется, только вчера Россия праздновала 60-летие Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. А уже в следующем году будет 65-летие этой даты. И с каждым годом в обществе не прекращаются споры относительно того, а что же все-таки это было тогда: Великая Отечественная война или неудавшаяся попытка коммунистического режима завоевать всю Европу? Кто на кого напал — Гитлер на Сталина, упреждая его неминуемый, через какие-то две- три недели, сокрушающий удар? Или Сталин на Гитлера — еще в 1939 г., когда вычертил наступательные линии границы между Германией и СССР на территории растерзанной ими совместно Польши? Советский солдат освободил Восточную Европу или завоевал ее для коммунистического режима Сталина? Сохранение у власти режима коммунистов — это благо для народов России, в первую очередь русского, или зло, худшее, чем иной расклад событий? ВЕЛИКАЯ ли это ПОБЕДА вообще и чья это ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА?
Судя по тому, что с течением времени накал споров только нарастает, актуальность подробного рассмотрения этой проблемы явно налицо. Дело дошло до того, что группа законодателей в Государственной думе «родила» и активно «шлифует» законопроект «О противодействии реабилитации в новых независимых государствах на территории бывшего Союза ССР нацизма,, нацистских преступников и их пособников». Согласно закону будут внесены поправки в Уголовный кодекс РФ и введена уголовная ответственность за его нарушение.
Так как, по определению, Уголовный кодекс направлен в первую очередь в отношении граждан именно того государства, где он действует, то понятно, что действие и закона, и поправок в УК будут в первую очередь «бить» по гражданам России, а не по властям Эстонии, Латвии, или «enfant terrible» постсоветского пространства, родине большинства российских «воров в законе» Грузии. При этом заседание Круглого стола в Госдуме по этому законопроекту показало, что под действие УК РФ в случае принятия закона и поправок в УК (а в Госдуме относительно этого — полное единогласие) попадут не только те, кто оправдывает тем или иным способом действия лиц, с оружием в руках сопротивлявшихся советской власти в те времена, но и учителей, врачей, нянечек в детсадах, артистов, поваров, пекарей,, сантехников, работников соцобеспечения, машинисток в управах — вообще всех, кто имел хотя бы отдаленное отношение ко всем без исключения функционировавшим на оккупированных территориях учреждениям.
Все это свидетельствует: проблема не только существует, но и рассматривается нашими законодателями как угроза самому существованию государственности Российской Федерации.
Так ли это на самом деле?
Или это попытка главарей коммунистов, пересидевших время активного развала СССР, советской власти и режима коммунистов в загодя созданных ООО, ОАО и прочих холдингах, накопивших «жирок» — огромные денежные средства — и воссоздавших свои структуры «тайной» власти, еще раз попробовать «на зубок» силу молодой российской демократии?
Прежде всего - о ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ СОВЕТСКОГО НАРОДА В ВОЙНЕ. На эту тему яснее всех высказался протоиерей Петров. Прислушаемся к его словам: «Переписывают историю подлецы! Фашисты! Переписывают~ Вот же мерзавцы! Но кто же первый начал переписывать историю нашей страны, нашей Родины? Кто же начал? Мы, братья и сестры. Мы, православные. Мы отреклись от советского прошлого и прокляли его» Но все же подло решили приписать себе„ Победу в Великой Отечественной войне.
Как же лживо звучат наши с вами слова о том, что якобы в войне победил именно православный народ. Это ложь~ это не наше, братья и сестры» В Великой войне победило атеистическое, коммунистическое государство — СССР...
Ну что же теперь поделаешь с тем, что в войне победил народ не православный, а народ-атеист. А руководила этим народом та же самая партия, которая как раз и организовала гонения на Русскую православную церковь. А в подразделениях не было полковых священников, а были как раз комиссары-политруки. А на пилотках у этого народа-победителя были не православные кресты, а звезды с серпом и молотом. И в бой они шли не с хоругвями и иконами, а с красными знаменами — символами Октябрьской революции... Нас бы, братья и сестры, тогда, в годы Великой Отечественной войны, с нашим православным триколором... где-нибудь под Москвой, или в Брестской крепости, или под Ленинградом, или под Сталинградом, wm под Курском расстреляли бы, даже не спрашивая нашего с вами святого православного имени. Причем расстреляли бы с благословения наших советских иерархов и священников...
Конечно, было бы очень хорошо, если бы люди, погибавшие за наше Отечество, были бы верующими православными людьми. Нам бы так хотелось, братья и сестры. Конечно, хорошо бы, если бы каждый бой начинался с молебна. Конечно, хорошо бы, если бы каждый русский воин шел в бой с молитвой Иисусовой на устах и в сердце, а умирал не со словами «Прошу считать меня коммунистом», а со словами «С нами Бог». Но в ту войну это было не так, братья и сестры. Вернее, так было, но не в Красной Армии, а у фашистов, немецких, итальянских, эстонских, румынских, болгарских фашистов, у власовцев, у ОУНовцев и у прочих,«
Да, они совершали молебны, они молились перед боем, они крестились. На их фашистских штандартах и эмблемах было написано: «С нами Бог». На их танках и самолетах были кресты. Да, кресты, братья и сестры. Не звезды, не серп и молот, а кресты. Это они, фашисты, восстанавливали храмы и возрождали Русскую православную церковь на оккупированных территориях. И это их фашистский власовский флаг — точно такой же, как развевается теперь над Кремлем и является теперь нашим государственным флагом, — украшал церковные подворья. (Кстати, этот флаг не подпадает под закон, запрещающий нацистскую символику?)
Так что это мы, братья и сестры, начали переписывать историю, а не эстонцы и не поляки. Мы...
И теперь нечего на зеркало пенять, коли рожа крива...»
Действительно, все четко и ясно. Советская власть и руководимый ею советский народ — новая историческая общность людей (прав был Леонид Ильич Брежнев — есть такая общность!) — победили в той войне. И победили не только народ Германии и союзные ему народы Европы, под эгидой III рейха объединившиеся в Крестовый поход против коммунизма. Плечом к плечу с солдатами вермахта тогда воевали не только сотни тысяч итальянцев, австрийцев, румын, финнов, венгров, десятки тысяч валлонов, фламандцев, голландцев, французов, испанцев, хорват, словаков, албанцев, тысячи и тысячи датчан, норвежцев, чехов, поляков, сербов.
Но и несколько миллионов граждан бывшей Российской империи, среди которых было более одного миллиона русских, сотни тысяч украинцев, многие десятки тысяч латышей, белорусов, эстонцев, грузин, армян, татар, тысячи литовцев, азербайджанцев, калмыков, кабардинцев и других представителей горских народов Кавказа.
Так что это была действительно ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА СОВЕТСКОГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ВОЙНЕ. Глупо считать по-иному. А то, что воевал тогда этот народ и эта власть исключительно истребительским способом, заваливая вражеские окопы трупами собственных солдат, то, что перед наступлениями «для профилактики» показательно расстреливали перед строем полков дезертиров, то, что взятые в плен вражеские солдаты массово расстреливались, а схваченные бывшие свои граждане и вовсе убивались средневековыми способами — видимо, и есть отличительная особенность этой новой исторической общности людей. Видимо, по- иному она воевать не способна.
И одновременно с Великой войной по защите советской власти новая историческая общность людей — советский народ — вел на отдельных территориях бывшей Российской империи Гражданскую войну. С тем населением, которое попыталось было при помощи Германии, посчитав ее естественным союзником в борьбе против атеистической советской власти, возродить национальную русскую власть. Попытки эти имели ничтожно малый шанс на успех, ибо глава Германии Адольф Гитлер возрождения мощной национальной России отнюдь не хотел и всячески препятствовал этому. Но шанс этот, как бы он ни был ничтожен, все же был, и был единственным — это искреннее убеждение автора книги.
Вот поэтому автор и решил рассмотреть подробно одну такую попытку. Причем наиболее успешную: попытку орловских подпольщиков-антикоммунистов в союзе с Германией возродить русскую национальную государственность. Это Русское государственное образование — Локотское Окружное Самоуправление.
На раскрытие этой темы кем-то наложено своеобразное «табу», и упоминать о ней разрешено только в строго определенном ключе, чуть ли не строго определенными фразами и определениями. Пожалуй, нет темы искаженной и оболганной более, нежели эта. Вывернуто наизнанку даже ее название, ведь жители РГО «ЛОС» не называли его «Локотьской республикой», тем более в кавычках, дабы подчеркнуть марионеточный, фарсовый характер этого образования. Но настоящего названия не употреблял и не употребляет до сих пор ни один из советских или современных российских исследователей.
Так как это все замалчивается или искажается до сего дня, значит, тема актуальна и сегодня! Яркое подтверждение — «буря в стакане воды» в конце июня 2006 г., когда в «Парламентской Газете» была опубликована моя статья «Локотьская альтернатива». Статья вызвала гневное выступление Председателя Совета Федерации РФ: главный редактор газеты — «враг», его «надо гнать поганой метлой». В итоге и главный редактор газеты, и автор статьи, политический обозреватель «ПГ», были уволены «по собственному желанию». Автор статьи к тому же стал своего рода «непечатаемым» в России писателем. Причем статья не забыта и спустя 3 года после ее публикации — именно она была одним из аргументов участников уже упоминавшегося Круглого стола в Госдуме 21 апреля 2009 г.
Статья же была, по сути, сжатым изложением одной из частей моей книги «Вторая мировая война: вырванные страницы», в феврале 2006 г. вышедшей из печати. 4000 тиража были раскуплены в течение 2 недель. Доп- тираж в 3000 экз., вышедший летом 2006 г., раскупили до ноября. Одна из частей этой книги и рассказывала о РГО «ЛОС».
Кстати, в книге сознательно употребляются два вида произношения слова «Локотьское». Если приводится само название Русского государственного образования, то, отдавая дань уважения локотьчанам, автор употребляет произношение Локотское, с ударением на втором или последнем слоге: Локотское или Локотское Окружное Самоуправление. В остальных случаях употребляется более правильное грамматически слово «Локотьское», «Локотьский», «Локотьская» — с ударением на первом слове и с мягким знаком.
Статья пыталась ответить на вопрос: была ли у русского народа во время Второй мировой войны реальная альтернатива защите советской власти для спасения и возрождения национальной России?
Советские и постсоветские пропагандисты до сих пор уверяют: во время Второй мировой войны если русский народ и хотел спасти и возродить национальную Россию, у него был для этого единственный выход — защищать советскую власть и коммунистический строй. Никаких альтернатив этому не было!
На примере РГО «ЛОС» автор статьи показал — альтернатива была, и была реальной. Можно было возрождать национальную Россию, при этом жить по-человечески, и в то же время не защищать советскую власть, а бороться с нею насмерть, как боролись жители РГО «ЛОС». Они не только воевали с советской властью и засылаемыми с Большой земли многочисленными диверсантами, но при этом жили по-людски, выращивали небывалые урожаи зерновых, имели вдоволь домашней скотины, ходили в многочисленные театры и кинотеатры, библиотеки, клубы, избы-читальни. Учили десятки тысяч детишек в сотнях открытых ими школ, воспитывая их русскими патриотами, а не германскими холуями и подкаблучниками, как пытаются представить советские агитпроповцы. Воспитывая их на примерах наших великих предков: Владимира Крестителя, Андрея Боголюбского, Петра I, Пушкина, Тургенева, Фета, Кутузова, Суворова, Достоевского, Чехова, Бунина. Добровольно помогали друг другу, делясь последним, когда советские партизаны сжигали дома и разоряли селян.
Это вызвало бешеную реакцию и в то же время — массовые отклики. Газета вышла в четверг, Председатель СФ произнес речь про «поганые метлы» в пятницу, к утру в понедельник на сайт газеты пришло более 6,5 тысяч откликов. Уже в 12.00 из-за перегруженности сайт «ПГ» пришлось закрыть. Отклики приходили со всей страны и из-за рубежа. Канада, США, Германия, Бельгия, Израиль, Ливан, Великобритания, Австралия, Франция, Польша, Украина, Беларусь, Армения — далеко не полный перечень стран, откуда шли отклики. Из них примерно 97% были положительными, что поразило более всего. Ъ% были отрицательными, в основном короткие ругательства типа «автор — мудагг». Положительные были иными.
Немало их также были короткими: одно, два, три слова — «спасибо», «спасибо за честную статью», «спасибо за правду». Но много было и таких, чьи авторы благодарили не редакцию, не автора статьи, а власти.
Да — власти страны! Так и писали: «Благодарим за то, что наконец-то власти страны решились сказать правду народу о том, что тогда было в стране на самом деле». Здесь явно сказалось то, что «Парламентская Газета» — не просто газета, а официальный орган Федерального Собрания — Совета Федерации и Государственной думы Российской Федерации.
Таких откликов было много, чувствовалось — авторы их искренне решили: лед тронулся, власти стали говорить правду своему народу. Ведь он в гуще своей от бабушек, а то и из собственной памяти знал и помнил, что же было на самом деле на оккупированных и не- оккупированных территориях СССР. Знал, но молчал, ибо власти говорили совершенно другое, рисуя совершенно другую картину. А истинная правда была под строжайшим запретом. И вот теперь самая главная газета страны вдруг сказала правду. Немного пока еще правды, но именно правды. Это было главное.
По ним получалось, что до сего времени в России между высшей властью и простым народом была некая пропасть. И ее вдруг не стало — народ и власти стали едины. Этот момент единения автор четко прочувствовал, читая положительные отклики.
Была еще одна особенность. Многие авторы, благодаря за то, что, наконец, власти стали говорить правду, умалчивающуюся все эти десятилетия, приводили и собственные воспоминания об оккупации. То, что слышали от родственников — мам, тетушек, бабушек, перенесших ее на своих плечах. Их воспоминания совершенно отличались от плакатно-жестоких «ужасов фашизма». Почти все авторы таких комментариев делали приписку: «Пишу это в первый раз в жизни. До этого молчал, потому что боялся говорить эту правду. Боялся — обвинят в пособничестве врагу и посадят. А теперь, когда я понял из вашей статьи, что власти решились сказать народу правду о той войне, я написал вам и привел то, что мне рассказала моя мама (бабушка, тетя, дядя, дедушка), строго-настрого наказав никому не говорить об услышанном».
Власти наши, к сожалению, момент этого единения народа с властью упустили.
Тогда и родилась мысль — надо продолжить исследования по «Локотьской» теме. Создать книгу, более подробно освещающую все аспекты жизни Русского государственного образования на территории России в годы Второй мировой войны.
Критики книги «Вторая мировая война: вырванные страницы» упрекали за то, что я не приводил ссылки на источники. Отвечая на это упущение, по возможности исправляю. Кстати, об источниках.
Работая над книгой, столкнулся со странной вещью — источников по «Локотьской» теме почти нет в архивах, доступных для современных исследователей, не связанных каким-либо загадочным образом с ФСБ.
Ни в ГосАрхиве, ни в Архиве Минобороны, ни в Гос- Архиве социально-политической истории (РГАСПИ), где хранятся материалы Центрального штаба Партизанского движения. Связавшись со знакомыми историками, получил от них аналогичные сведения. К примеру, К Александров, работая над последней книгой, где он хотел осветить вопросы военного противостояния с Красной Армией созданной локотьчанами Русской Освободительной Народной Армии, столкнулся с такой вещью в Архиве МО. Во-первых, в документах Архива нигде РОНА не упоминалась. Когда речь шла о боях РККА именно с РОНА, в донесениях были или немецкие войска, или «русско-немецкие» войска. А материалы, касающиеся боев, к примеру, N-ской стрелковой дивизии РККА с частями РОНА, были изъяты. Документы о действиях правофланговой NN-ской и левофланговой NNN-ской дивизий РККА, противостоявших действительно немецким полкам и батальонам, — присутствуют. А документов по дивизии, действовавшей в центре между ними, той самой N-ской — нет.
С такими же «купюрами» в архивах столкнулся и я. Информацию по «Локотьской» теме приходилось собирать буквально по крохам.
В то же время у авторов, каким-то образом связанных с ФСБ, таких проблем нет. К примеру, можно привести обширную статью «Дети генерала Шмидта. Миф о «Локотьской альтернативе», опубликованную в октябрьском за 2006 г. номере журнала «Родина». Она появилась как некий «Ответ гвардейских минометчиков» на перепечатку многострадальной статьи в августовском номере журнала «Посев».
Видно было, что кто-то очень важный и умный дал ЦУ, ценное указание (а может быть — и ЕБЦУ, еще более ценное указание)-, «ударить со всех стволов» по «грязному пасквилю». Да заодно и автора статьи хорошенечко предупредить.
В распоряжении авторов ответной статьи оказалось 10-томное уголовное дело «По обвинению Моей- на С.В., Васюкова М.Г. и других» руководителей РГО «ЛОС» из Центрального Архива ФСБ РФ, и поныне наглухо закрытого для всех современных историков- исследователей. На основании этого-то роскошного для любого историка материала авторы постарались дать достойную отповедь. Дабы еще раз доказать — не было никакой альтернативы защите советской власти в годы войны. Надо сказать, это не очень получилось, если мягко говорить. К тому же я нашел в статье двух ученых (доктора юридических наук и кандидата философских наук) чуть ли не до 20 ляпов. А ведь люди имели на руках уникальный (10 томов!) документальный материал, закрытый до сих пор для подавляющего большинства населения страны!
В условиях, когда:
информации по «Локотьской» теме в доступных источниках почти нет;
если она и появляется, то только в материалах авторов, «допущенных» к архивам КГБ-ФСБ, где подается жалкими отрывками и явно тенденциозно;
остается, помимо цитирования документов, найденных лично, тщательно анализировать выжимки и отрывки из трудов «допущенных» авторов. Зачастую по тому, какой текст авторы соизволили оставить в приводимом ими документе, можно путем логического анализа определить, что именно было ими вырезано из документа. Так что, не имея, в отличие от «допущенных» авторов, доступа к документам, которыми они оперировали, я был вынужден анализировать их тексты. И делать соответствующие выводы.
Кстати, выводы эти порой просто сногсшибательны. Например, торопясь подготовить статью для журнала «Родина», ее авторы не подумали об «обратном» эффекте. И невольно сами дали хороший материал для доказательства иной точки зрения.
Только один пример. Пытаясь опровергнуть факт уничтожения емлютинцами более ста жителей деревень Тарасовка и Шемякино на Первомай 1942 г., авторы приводят показания отдельных подсудимых из вышеупомянутого 10-томного уголовного дела. Среди подсудимых был СМосин, командовавший отрядом, отбивавшим деревни у емлютинцев.
Но авторы цитируют отрывки не из его показаний. А совсем других арестованных, вообще в те дни бывших в других местах. Но они, оказывается, слышали через какое-то время от Мосина и других лиц, бывших там, всякие «ужастики». Что, мол, мирных жителей Тарасовки и Шемякина убили не партизаны, а сам Мосин и его подчиненные. И вот это <<я там не был, но от того-то как-то в пьянке слышал то-то» и объявляется фактом и «железобетонным» доказательством вины и Мосина, и всех бойцов РОНА. И таких «железобетонных» «доказательств» в статье в журнале «Родина» — «выше крыши».
И — самое последнее обращение к читателям книги.
Читая книгу и оценивая всех без исключения ее действующих лиц, отойдите от двойного подхода и двойной оценки как этих лиц, так и всех их действий. Чтоб не получалось так:
Если советский партизан «Ваня Иванов» убивает в бою, или из засады, или обманув простого народоармейца из РОНА «Петю Петрова», его родственников — это отлично. Это — подвиг советского патриота, настоящего человека, Героя. А они, убитые им, гады паршивые — так им и нужно. Получили, что заслужили, поганые холуи и подстилки немецкие, прихвостни и прихвостнихи, пособники немецко-фашистских оккупантов.
А вот когда народоармеец «Петя Петров» убивает в том же бою или расстреливает пойманного или взятого в плен советского партизана-емлютинца «Ваню Иванова», или его связную «Грушу Грушину», или других его активных пособников: папу, маму, братьев, сестер, приговоренных к смертной казни Окружным Судом РГО «ЛОС» именно за это пособничество — это очень плохо. Это показатель нечеловеческой и патологической жестокости и зверств фашистских оккупантов и их подлых пособников из числа прихвостней, холуев, изменников и предателей Родины. Это подлое преступление, которому нет прощения никогда и нигде.
Давайте преступлением считать именно преступление: убийство (неважно кем — партизаном Ваней Ивановым или народоармейцем Петей Петровым) действительно мирных (т.е. нейтральных, не участвующих в той или иной мере в вооруженной борьбе одной стороны, Советского Союза, против другой стороны, Германии и ее союзников) жителей. А все остальное: гибель в бою или расстрел по вступившему в законную силу смертному приговору Окружного суда — это эпизоды междуусобной Гражданской войны.
Именно так, непредвзято, незашоренно, беспристрастно относиться ко всем без исключения действующим лицам и ко всем их поступкам.
N В противном случае эту книгу лучше вообще не читать. И дальше оставаясь в состоянии идущей уже девяносто лет беспощадной, лютой и бесчеловечной гражданской войны между подлыми иудами-белыми и благородными героями-красными, между советскими патриотами и погаными прихвостнями и пособниками оккупантов, между «нашими» и «противником».
...К огромному и горькому моему сожалению, часто мне кажется, что «Время Большой Нелюбви» еще не прошло...
Люди, будьте бдительны: «Время Большой Нелюбви» еще не прошло...
В лесах Орловщины в тот период одна часть местного населения убивала другую часть. Одни при этом пытались защитить свои села и деревни от советской власти, другие защищали эту самую советскую власть. Чьи мы потомки? Первых — или вторых?
Кстати, для несведущих, заблуждающихся и всех прочих:
Знаменитые Женевские конвенции, которые для всего мира являются эталоном при оценке тех или иных эксцессов во время военных действий, поведение всех без исключения категорий населения враждующих стран расценивают однозначно. Согласно конвенциям, гражданское население не имеет права участвовать в военных действиях на той или иной стороне. Хочешь принять участие в военных действиях? Будь добр, сними гражданскую одежду и надень военную форму одной из враждующих сторон со всеми знаками различия: погонами, нашивками, кокардами, орденами, медалями, значками, шевронами. И воюй себе на здоровье.
Только тогда тебя могут признать представителем одной из воюющих сторон. И только тогда на тебя будут распространены положения Женевской конвенции о гуманном обращении с военнопленными и т.п.
А вот если ты воюешь в гражданской одежде и ночью ты — партизан, патриот и народный мститель, а днем — ты мирный хлебопашец? Если ты в лесу отсиживаешься в этой одежде и тебя захватили с оружием в руках или даже без оного прочесывающие этот лес представители другой стороны — то кем при этом тебя считать?
Согласно все той же Женевской конвенции, во всех этих случаях ты никакой не герой с большой буквы, и даже не народный мститель. Согласно Женевской конвенции, ты — бандит. Подлежащий по законам военного времени уничтожению на месте безо всякого суда и следствия. И то же самое относится даже к «официальным» представителям враждующей стороны. Т.е. к военнослужащим, надевшим на себя военную форму противника. И исподтишка, в спину, убивающих своих врагов или вредящих им. Так что все эти штандартенфюреры Штирлицы, капитаны Клоссы и гауптштурм- фюреры Иоганны Вайсы, согласно Женевской конвенции, — не герои-разведчики, а те же бандиты.
Положения Женевской конвенции можно любить или не любить. Но, как говорили древние римляне: «Дуpa леке, сед леке» — «Закон суров, но это — закон». Если конвенция принята государством к исполнению, а она принята подавляющим большинством государств мира, в том числе и СССР, и Российской Федерацией, — это не «паньска вытрэбенька», а закон, подлежащий неукоснительному и безусловному исполнению без каких- либо скидок, исключений, допущений и иных толкований.
В настоящей книге собраны материалы, касающиеся зарождения, расцвета и конкретной деятельности Русского государственного образования «Локотское Окружное Самоуправление» с осени 1941 г. вплоть до ее эвакуации осенью 1943 г. в Белоруссию, где была образована уже «Лепельская республика».
Спустя 68 лет со дня начала Великой Отечественной войны мы имеем право знать всю правду об этой войне! И если мы всей правды не знаем до сих пор, то имеем право начать узнавать эту правду! Великий русский писатель Виктор Астафьев сказал: «Кто замалчивает правду о войне минувшей, тот приготовляет войну будущую». На лжи не построишь ничего долговечного! Пример развалившегося, как гнилой арбуз, могущественнейшего Советского Союза ясно говорит об этом. Государство, созданное на лжи, не только не может быть долгое время мощным, но просто не может долгое время существовать. Как только начинают распадаться заложенные в его основу мифы и ложь, которыми, как бочка обручами, оно скреплено, начинает распадаться и само государство! И чем больше хитроумной и изощренной лжи было наворочено в фундамент этого государства, тем быстрее оно развалится.
Советский Союз развалился неправдоподобно, удивительно, ошеломляюще быстро...
И еще. Отдельную благодарность автор выражает:
историкам Борису Вадимовичу Соколову, Кириллу Михайловичу Александрову, Ивану Владимировичу Грибкову, Сергею Игоревичу Дробязко, Игорю Геннадьевичу Ермолову;
истинно православным христианам-катакомбникам из числа монашествующих.
Не всегда и не во всем я согласен с вами, вашим анализом полученных данных и документов, некоторыми вашими выводами. В то же время вы провели огромную поисковую работу в архивах и на местах, в библиотеках и музеях, среди ветеранов и свидетелей тех событий. И вы всегда старались быть честными и объективными. За все это — огромное и искреннее спасибо вам всем ото всей души.
Сергей Веревкин