Серия набросков от Родослава Колосветова
Тайны Дебрянского края.
Предисловие
Ничто не предвещало моим героям, того будущего которое уготовила им судьба, в существовании которой они сомневались. Никто из них, не мог даже и предположить на какой путь им придётся встать. Никто из них не знал, что именно от них, будет очень многое зависеть.
Впоследствии никто не мог знать, что провинциальный, захолустный городишко – станет центром возрождения Русской цивилизации. Об этом знали только древние боги, забытые потомками, прозябающие в самых отдалённых закоулках вселенной. Знали и ждали того часа, когда нить судьбы приведёт моих героев к тому пути по которому они пошли, ведомые богами.
часть первая – Прошлое
глава 1 – Серко и Волот
Когда племена воинственных вятичей покидая насиженные места вдоль реки Вятки, углублялись в пролегающие рядом труднопроходимые леса, они называли эти леса – дебрями. Они были первопроходцами, они были первыми людьми поселившимися в этих лесах. Они основали город и дали ему имя – Дебрянск. Позднее Князь Святослав Храбрый, что княжил в Киеве, присоединил дебрянские земли к своему княжеству, покорив воинственных вятичей.
Это была эпоха расцвета Киевской Руси, когда дремучие дебрянские леса, стали северным щитом зарождающейся Русской цивилизации.
История моих героев началась, когда в одном из множества дебрянских сёл, два молодых охотника, собрались в очередной раз на свой рискованный промысел. Судьба же – готовила им неожиданные испытания.
Серко и Волот знали друг друга не первый год, с раннего детства дружили они и охотились вместе, делили добычу пополам, по – братски. У обоих были молодые жёны и маленькие детишки, уйма дальних и близких родственников, которым приходилось время от времени помогать.
Жили они в обычных бревёнчатых избах, не бедно и не богато – по людски. К воинскому сословию не относились.
Когда Киевский князь набирал дружину из отборных молодцов племён вятичей, для покорения Залесских народов, кому то из мужчин в селе, нужно было оставаться следить за хозяйством. Защищать баб, да детей со стариками.
Среди них и оказались Серко с Волотом, известные на всю округу как самые удачливые охотники. На них и было возложено бремя кормильцев, добытчиков.
Село в котором они жили называлось – Почепа, было оно древним, основали его самые первые вятичи-первопроходцы, находилось оно на краю дебрянских лесов, а потому и называлось – почепой, что на языке вятичей – самый край.
Основным промыслом местного населения была ловля рыбы, потому как и находилось село на берегу широкой реки – Судости, а в округе было множество лесных озёр.
Женщины занимались собирательством корней и ягод, осваивали швейное мастерство. Мужчины были умелыми кузнецами-сталеварами.
Серко был охотником – плечистым и коренастым, с огромными жилистыми руками-лапами, бывало шлёпнет жену по заднице, а она чуть ли не взлетает от такого шлепка. Его отец тоже был охотником, но когда Серко был ещё маленьким, отца на охоте задрал медведь. Поэтому сознательную часть своей жизни Серко провёл без отца. У него был старший брат, да и тот оставил его, достигнув совершеннолетия, ушёл с княжеской дружиной покорять Залесье, населённое дикими племенами финноугров. Был у него ещё младший брат, с которым с детства ему приходилось нянчиться, который к тому же, не смотря на малые годы имел крайне скверный характер.
Когда Серко женился, жена родила ему дочку, что крайне раздосадовало Серко и все его мысли были заняты надеждами, что следующим ребёнок будет сыном.
Серко был простоват, в отличие от Волота, у Серко был добродушный открытый характер. Когда уехал его старший брат, он был ещё подростком, тогда он и подружился с Волотом.
Волот был высокого роста, немного худощав, но в тоже время очень жилист, многие частенько удивлялись скрытой в нём силе, он мог спокойно тягать любые тяжести, которые другие даже и не решились бы осилить. Он тоже был сыном охотника и тоже рос без отца, который бесследно пропал, когда Волоту было совсем мало лет. У Волота был младший брат, которого он не очень то и любил и совсем не хотел о нём заботиться. Его родной брат жил своей жизнью, Волот своей, лишь изредка их пути пересекались.
Жена Волота долго не могла родить, но Волот от этого не слишком то и расстраивался, у него была масса интересов и увлечений, от которых он не собирался отказываться, даже после вступления во взрослую семейную жизнь. Он не хотел участвовать в военных походах вместе с княжеской дружиной, он был одним из тех про кого говорили – «себе на уме», его привлекали путешествия в дремучие дебрянские леса, он постоянно искал новые неизведанные и необычные места, тогда как охота для него была только способом оторваться от жизни села.
Практически всегда, инициатива о том чтоб пойти на длительную охоту, исходила от Волота. Даже когда в селе была масса работы.
Но тогда была поздняя осень, запасы были заготовлены в избытке, село готовилось к долгой зиме. До первого снега было ещё далеко, но листья на деревьях уже почти опали, а по утрам уже ощутимо подмораживало.
Волот зашёл в гости к Серко, с предложением пойти поохотиться, в той болотистой части леса, которую всегда избегали опытные охотники.
Серко впустил Волота в дом, а сам полез в погреб, достал из него бочонок медового напитка, налил чарку, дал пригубить Волоту, после чего пригубил сам.
Серко не удивился предложению Волота, он давно уже привык к его чудачествам, да и приготовления к зиме были уже почти закончены, хотелось как то развеяться.
Пригубив медовухи, Серко с усмешкой спросил -
- Ну шо ты там собрався поймать? – ужо не кикимору случаем?
Волот сделал серьёзное лицо, пригубил медовухи, после не долгой паузы ответил -
- Да хоть и кикимору, ти ищо яку невидому зверушку, чого нибудь да поймае…. Тут треба не добыча, а совсим другое. Мы буде первыми кто проложе туды охотничу тропу. О нас будуть люди говорить, к нам за совитом будуть ходить… хотя если пусты вернёмси…. то хоть знать будем, шо там за мисто тако гибло и чого его гиблым кличуть.
Пока Волот говорил, Серко ещё пригубил медовухи, вытер усы, погладил бороду, глубоко вздохнул, нахмурил брови и после продолжительных размышлений, выдавил -
- А як же жинка, завопит курва, ныть буде… говна не оберёшси…
- А ты не говори куды пойде звиря ловить – ответил Волот.
Сирко хлопнул себя по колену и согласился -
- Тады лады, пишли брат.
Друзья допили чарку, поочерёдно передавая её друг другу, обсудили детали похода, после чего Волот ушёл, собирать необходимые вещи, чем занялся и Серко.
Утром они пошли к волхву, что жил на окраине селения.
Звали его Велимудр, сколько ему было лет не знал никто, но пока он жил в своей хижине сменилось несколько поколений, только борода Велимудра увеличивалась с годами и доходила ему до пояса, а в остальном он внешне не менялся. Волосы его хоть и были седы, но не редели, развивались на ветру пышной гривою. Лицо хоть и было морщинистым, отдавало бодрой свежестью, а глаза у него блестели как у молодого коршуна, на которого он порой смахивал из-за своего крючковатого носа.
Жил Велимудр одиноко, ни с кем из селян особой дружбы не водил. Изготавливал обереги, заготавливал травы, советы давал дельные, колдовал по тихому. Селяне приносили ему больных детей, он их выхаживал, брал за это еду, одежду, посуду…. всё что необходимо для быта. Иногда он пропадал на несколько дней, а бывало что и недель и никто не мог знать где он, но всё равно рано или поздно он вновь появлялся. Частенько его можно было застать неподвижно сидящим на крыльце своей хибарки, созерцающим окрестности.
Волот подойдя к порогу волхва, громко прикрикнул – Добре бачити добрих соседив!
Серко добавил – Прими гостей добре хозяин!
В доме послышался скрип половиц, через некоторое время в дверном проёме появился Велимудр.
- Чого треба добре молодцы
- Совит, да помощи духов Батько – ответил Волот.
- Тогда заходите, буде вам совит да помощь, мидова брага ёсть?
- Ёсть батько – подтвердил Сирко, знал что к Велимудру без медовухи лучше не ходить.
Хозяин усадил гостей, пустил по кругу чарку, после чего поинтересовался у Волота -
- Кажи шо надо?
- Надо нам батько, извидати миста гиблы, шо в сиверных болотах незнамыми дебрями поросли. Понять треба, чого охотники туды ни ходя. – Ответил Волот.
- Долго Велимур думал, брови хмурил, бороду гладил, даже про чарку забыл…
- Капище там чернобожеско, уся нечисть туды собирае, живому кто там быв, назад дороги нема… звири бегуть от тых мист, нима там ни чого….
- Но ёсть там дуб, расте посерёдки болота, на поляне скрытой, ни одна тропа туды не ведё, тилько тый поляну тую найде, кого сила миста того выбере, кто у дуба того переночуе може силу обрести як у Бога дривнего.
- Ни надо вам звиря бить лесного ни якого, пошукайти хлопцы силы невидомой, сгодится вам она, вам и народу вашему. Коли пойме слова мои, буде на иного звиря охоту висти.
Ни чего друзья ни поняли из слов последних, приняли от волхва обереги защитные, поблагодарили его и пошли восвояси.
Шли молча, не разговаривая, не ждали они от волхва ответа такого непонятного. Пришли ко двору Серко, сели на бревно, задумались, что делать дальше.
Волот первым не выдержал -
- Ну шо идём? ти не?
- Идём брат, идём коли собралися, ти бабы мы шоб непонятного боятися…
- Тады по утру встретимси у соборного месту и выходим до лесу – подвёл итог Волот.
На том друзья и разошлись по своим хатам. Обсудить поход с жёнами, успокоить их, предупредить родственников.
продолжение следует……