Большая Ельня под Нижним Новгородом – район престижный. Находится на федеральной трассе, в нескольких километрах от Нижнего, в благоприятнейшем месте – во время прошлогоднего смога от дыма задыхалась вся область, кроме Большой Ельни. Говорят, здесь уникальная роза ветров – не случайно именно тут еще в советское время был построен детский санаторий для лечения бронхолегочных заболеваний.
Но главное, чем знаменита деревня сейчас – это «община матушки Фотиньи», куда приезжают из разных российских регионов, чтобы приобщиться к новому учению, согласно которому Владимир Путин – это реинкарнация апостола Павла. Прямо на въезде в село стоит большой забор из белого кирпича с краснокирпичными крестами. У калитки вижу женщину, одетую, как монахиня. Как только я спрашиваю, где можно увидеть «матушку Фотинью», выражение ее лица меняется с озабоченного на восторженное.
– Давайте пройдем. Но сможет ли она с вами встретиться, я не знаю – это как будет Богу угодно, – выдала «монашенка» и посеменила через уложенный тротуарной плиткой дворик внутрь строения, которое одновременно напоминает и коттедж в голландском стиле, и небольшую часовню. В глубине двора – еще два строения, куполообразные крыши которых тоже увенчаны крестами.
«Матушке» не было угодно позвонить
За забор «обители» (на фото) меня не пускают. Даже наоборот – на подмогу одной «монашен-ке» выходит другая женщина, формой одежды и выражением лица совершенно похожая на первую.
– Матушка отдыхает. У нее сегодня была очень трудная служба, – говорит она.
– За Путина, наверное, молилась? Или правильно говорить – на него? – «плаваю» я в новом вероучении «матушки Фотиньи».
– Это она сама вам расскажет. Если будет угодно Богу. Мы на такие вопросы не можем отвечать. Можем только про себя сказать: я жила в Нижнем Новгороде, работала инженером-строителем, потом ушла на пенсию. Услышала про матушку, приехала, да так и осталась. Здесь такая благодать, а матушка такая… необыкновенная! Она же еще и целительница, и ясновидящая. Вот вы тут стоите, а она уже всё про вас знает. Оставьте свой телефон. Если будет угодно Богу и матушке, мы вам позвоним, – говорят женщины наперебой… Не позвонили.
Фотинья родилась Светланой
– Она журналистов сейчас не принимает, – рассказали мне продавщицы в ближайшем магазине. – Потому что они всерьез не воспринимают ее «учение», а только посмеиваются. А народ к ней ломится. Сейчас еще поменьше стало, а раньше, бывало, вся дорога уставлена машинами – все иномарки, да с номерами из разных регионов…
В отличие от прочих церковников, новоявленная матушка рассказывает не про дела давно минувших дней, а про сегодняшние события. Например, что Владимир Путин, который в прошлом воплощении был апостолом Павлом, сегодня вместе с еще семью перерожденными апостолами (неужто члены правительства? – Авт.) бьется с семью антихристами (никак оппозиция? – Авт.). «По Библии, апостол Павел был поначалу военачальником и злостным гонителем христиан, а потом стал проповедовать Евангелие. Путин во время своей службы в КГБ тоже занимался не совсем праведными делами. А когда стал президентом, на него снизошел Святой дух, и он, как и апостол, начал мудро руководить своей паствой. Ему сейчас тяжело, но он выполняет апостольский подвиг», – считает «матушка». Сама Фотинья уверяет, что знает Путина даже не 100 лет, а намного больше: когда он был князем Владимиром, она – княгиней Ольгой.
Но правоохранительные органы относительно прежней жизни «матушки» установили кое-что другое: до 1996 года она, по паспорту – Светлана Фролова, работала главой торгово-закупочной базы Горьковской железной дороги и была осуждена за мошенничество. 1,5 года будущая религиозная деятельница провела в местах лишения свободы. После освобождения увлеклась экстрасенсорикой, окончила специальные курсы и стала принимать людей в Нижнем Новгороде. Первый ее салон специализировался на «космоэнергетике». Позже Светлана Фролова продала нижегородскую квартиру, добавила, как говорят, то, что смогла сохранить от конфискации, и купила дом в Большой Ельне, чтобы основать там свою «обитель». Правда, назвать религиозный культ ВВП «деструктивной сектой» у власти язык до сих пор не поворачивается.
– У нас к ним претензий нет, – говорит глава Большой Ельни Станислав Кузнецов. – Эта так называемая церковь – частная территория, вроде как община у них там. Я, как глава, там был всего один раз – зашел по поводу уборки мусора на прилегающей территории. А больше повода нет – улицу они теперь исправно убирают…
«Хочешь заработать – придумай религию»
По словам соседей, «матушкиными» делами все-таки уже интересовались и в ФСБ, и в полиции. Но «состава преступления», видимо, не нашли.