КТО МЫ - НАРОД КНИГИ или массового суицида? (глава 1) Разрушая дезинформацию и стереотипы
Рав Элиэзер Берковиц (1908 1992) - один из виднейших мыслителей нашего времени в области еврейской философии, автор многих актуальных работ, писал: "То, что мы имеем в Израиле сегодня, это понимание Галахи, как её понимали в галуте, и её применение к реальности галута, которой (в Израиле) больше не существует. Это Галаха "штетла", а не Галаха государства. Это не Тора Земли Израиля". Более того он обращал наше внимание, что ничто более ярко не демонстрирует отрыв идеала сегодняшних израильских ешив от жизни по Торе, чем их отношение к светским дисциплинам.
"Большинство из них избегают изучать нерелигиозные дисциплины. Но государство нуждается в армии, в экономической системе, в системе здравоохранения и социального обеспечения, технологии, научном исследовании и тому подобном. Если Тора желает, чтобы еврейский народ жил на своей собственной земле, она должна также желать солдат, врачей, учёных, архитекторов, инженеров, полицейских, социальных работников. В еврейском государстве Галаха не может снять с себя ответственность за эффективное функционирование всего государственного организма". "Если мы хотим иметь надежду на успех, иудаизм должен обрести свою первоначальную способность к развитию. Мы никогда ничего не достигнем и, в конце концов, столкнемся с катастрофой, если этого не поймём".
--------------------------------------------------------------------------------------
Прошедшая и грядущая Катастрофы (часть I и II)
Проф. Исраэль Дацковский, член движения "Профессора за сильный Израиль"(О чем не написал р. М.-М. Гитик)
Перед Катастрофой (часть I)
Вышла в свет интереснейшая книга, вносящая важный вклад в осознание значения Катастрофы европейского еврейства для нас, живущих уже в начале следующего за Катастрофой века. Книг такой тематики на русском языке не так уж много, и поэтому книга р. Менахема - Михаэля Гитика "Где же был Б-г во время Катастрофы" (Иерусалим, Изд-во "Дварим", 2004) сразу была обречена занять важное место в списке таких книг. Можно с абсолютно чистой совестью рекомендовать всем прочитать эту замечательную книгу. Книга состоит из двух перемешанных между собой частей. Одна из них посвящена многим фактам из Катастрофы, многим описаниям происходившего, свидетельствам очевидцев. Факты собраны из огромного количества опубликованных литературных источников, частью англоязычных и ивритоязычных, но их оригинальная компоновка и собрание в одном месте производят неизгладимое воздействие на читателя, перенося его в исчезнувший мир еврейского предсмертного существования.
Вторая часть посвящена авторскому анализу, исследованию, попытке объяснения сути происходившего, формулировке выводов. Мы понимаем, что форма, реальные события зачастую очень мало говорят об истинной сути, причине, значении происходящего и реально наблюдаемого. А потому столь бесценно важен анализ происходившего и выводы из него. Не могу не привести высказывание крупнейшего физика начала ХХ века Нильса Бора: "Только теория решает, что именно мы наблюдаем в эксперименте".
Понятно, что анализировать первую часть книги не имеет смысла - она вся фактическая. А вот разобрать некоторые положения второй части представляется нам весьма важным. Для начала изложим некоторые положения автора так, как мы их поняли.
1. Б-г присутствовал во время Катастрофы и непрерывно творил чудо. Это чудо заключалось в том, что часть евреев выжило в этой ужасной мясорубке, Святая Земля не была оккупирована и все уже жившие на ней евреи уцелели, из горящей Европы были спасены необходимые и достаточные фрагменты йешив (евреи, в них учившиеся и преподававшие) для восстановления мира йешивот в Израиле и Америке после войны и обеспечения непрерывности передачи Торы, Традиции, Еврейского Закона следующим поколениям (нам с вами).
Маловато для Б-га! Нельзя забывать, что, с точки зрения еврейского взгляда на мир, даже травинка не шевельнется в этом мире без разрешения Тв-рца, без Его прямого указания. А тут получается, что немцы творили, что хотели, а Тв-рец спасал уцелевшие еще остатки? Мы явно не можем согласиться с таким уменьшением Его роли в управлении Его миром. Мы вынуждены признать, что Тв-рец не только присутствовал при Катастрофе, не только спасал немногих уцелевших. Как это ни дико прозвучит для непривычного уха, Он эту Катастрофу организовывал и ей руководил. На меньшее Он просто не способен. И главный вопрос нужно переформулировать - не где Он был - Он присутствует всегда и везде и именно в качестве Единственной, Абсолютной и Всеобъемлющей Руководящей и Направляющей Силы, а почему Тв-рец этот ужас устроил?
Автор честно и в широте еврейского взгляда на мир пытается ответить на этот вопрос, но, с нашей точки зрения, увязает в следствиях, не дойдя до истинных причин.
2. Одну из причин Катастрофы (а с нашей точки зрения - это - следствие более глубоко лежащих причин) автор, р. М. - М. Гитик видит в том, что чуждым еврейству силам удалось существенно разгромить еврейский мир в период между двумя мировыми войнами и заменить его бесполой, бесплодной и безидеологичной светской "еврейской культурой". Приведем цитаты из книги: "Вернемся в еврейский мир накануне Катастрофы с тем, чтобы попытаться обнаружить метастазы будущего на внешнем благополучном двадцатилетии, разделившем мировые войны". (с. 146). Уничтожение иудаизма велось, как всегда и во всем, методом кнута и пряника. О "кнуте" написано много - аресты, расстрелы за изучение Торы и за соблюдение хоть каких-то заповедей, деятельность евреев из "Евсекции" (да сотрется память о ней!). "Но, к сожалению, уничтожение иудаизма велось не только кнутом. Пряник в виде отмены процентной нормы [на поступление евреев в ВУЗы] и ассимиляция, с одной стороны, подмена духовных ценностей на национальные в виде идишеской культуры (для нежелающих ассимилироваться) - с другой, был советским рецептом уничтожения еврейского "фактора". ... Параллель [идишеской культуры] с израильской культурой, заполнившей духовный вакуум, оставшийся после выкидывания на "свалку истории" еврейской традиции, я оставляю читателю." (с. 148).
"Практическую пользу из внутриеврейской борьбы идишистов с гебраистами, сионистов с ортодоксами и Евсекции со всеми вышеперечисленными извлек имперский (сталинский) антисемитизм. Еврейская грызня на уровне ителлектуально-административной верхушки завершилась не только поголовной (за редчайшими исключениями) гибелью всех, от евреев-следователей НКВД (ГПУ) и до поэтов, писателей, актеров - носителей "мамэ-лошн", но и абсолютной инертностью (ненаправленностью, безидеологичностью) еврейского большинства СССР.
Абсолютная разъединенность советских евреев перед Второй мировой вызывает в памяти "диагноз" Аммана [из "Мегилат Эстер"], профессионального ненавистника евреев. Его слова, обращенные к самодержцу Ахашверошу, были свидетельством духовной безпомощности еврейского народа: "Есть один народ, разбросанный и раздробленный". (с. 149).
Об идишеской Польше: "Под песню "Для меня ты самая красивая" и подобные ей "тум-балалайки" отплясывали в еврейских клубах и ресторанах польские евреи 30-х годов.
Между 1928 и 1934 годами полное собрание сочинений Шолома Алейхема (на идише, естественно) выходило несколько раз.
Имажинисты, акмеисты, футуристы. А про экспрессионистов и интроспективистов вам не доводилось слышать? Если вы подумали о "серебряном веке" русской поэзии или о школах французской живописи, то зря. Поскольку я имел ввиду поэтические направления идишеской поэзии начала 20-х годов.
А вы знаете, сколько периодических изданий выходило на идише в Польше? Двести.
Художественные полнометражные фильмы (звуковые!) и гастролирующие по всему миру театры, художники, мимы, и, конечно же, юмористы, и это не считая обычного - ученых, врачей, адвокатов, ювелиров и, конечно же, основу основ - ремесленников." (с. 151).
"В Варшаве, Лодзи, Лемберге, Кракове процветали публичные дома "на идише": вся их клиентура и "обслуживающий персонал" были исключительно - рука отказывается писать - еврейскими". (с. 154).
О "благословенной Америке: "В 30-е годы в Нью-Йорке вообще не было кашерного мяса. Еврейская мафия, расправившись с пытавшимися протестовать равами, сама устанавливала кашерность, и трефное мясо "исчезло". " (с. 155).
"Отсутствие идеалов, возведенное в идеал, - вот имя очередного тупика, в котором оказался Западный мир, [ныне] заключивший государство Израиль в тюремные оковы своей морали "двойных стандартов". (с. 158).
Вывод: "Тенденция прекращения передачи еврейской традиции зашла столь далеко (и не только в России и Польше, но и в США, Палестине, Западной Европе), что совершенно реальной стала опасность невозможности прочтения Вавилонского Талмуда через одно поколение Еврейский мир оказался у последней черты перед Второй мировой войной и возникла реальная опасность исчезновения "еврейского" фактора из истории". (сс. 155-156).
Понятно, что такого Тв-рец потерпеть не мог. Крупные перемены, пришедшие в наш мир в форме Катастрофы, стали неизбежны.
(В скобхах замечу: сегодня в "светской" части еврейского народа "опасность невозможности прочтения Вавилонского Талмуда" из стадии опасности для будущего перешла в стадию фактического положения в настоящем. Читать и изучать Талмуд, Алаху, да и саму Тору сегодня практически могут лишь те, кого эта "светская" часть народа презрительно называет "ультраортодоксы". То есть, передача Традиции сегодня идет через узкий канал меньшинства в еврейском народе. Большинству, находящемуся вне Традиции, сегодня самое время задуматься, не стоят ли они на краю пропасти уничтожения. Вэ дай лемэвиним - и достаточно сказано для понимающих).
Хевра Ломедет (часть II)
В первой части мы привели описание состояния еврейского мира накануне Второй мировой войны по книге р. Менахема - Михаэля Гитика "Где же был Б-г во время Катастрофы" (Иерусалим, Изд-во "Дварим", 2004). Состояние без Торы и Традиции. Попытку полного слияния с окружающими народами. И назвали, вслед за автором, это состояние последней каплей, определившей неизбежность Катастрофы европейского еврейства.
Но от Торы, от ее непрерывного и глубокого изучения, от соблюдения заповедей евреи начали отходить гораздо раньше Первой мировой войны.
Р. М.-М. Гитик пишет: "Около полутораста лет тому назад в еврейских семьях черты оседлости родились умненькие, любопытненькие мальчики и девочки. И хотя их родители еще выглядели вполне религиозными евреями, многие из них, к сожалению, уже мало что знали о Торе". (с. 172).
Уточним, что они мало знали именно о Торе. А о Талмуде и "Шульхан арух" не знали вовсе, только слышали названия книг. "Трагедия заключалась в том, что эти простые и самоотверженные евреи, соблюдавшие все, что можно было соблюдать [в условиях полной религиозной неграмотности] и любившие Тору всей душой, мало что в ней понимали. А любовь, в отличие от знаний, как и любое другое чувство, передаче не подлежит." (там же). В трактате Мишны "Пиркей Авот" ("Поучения отцов") в мишне 12 части 2 записано: " Рабби Йосе говорил: "Подготавливай себя к изучению Торы, ведь она не перейдет к тебе по наследству." Появился новый тип еврея - "при всей внешней ортодоксальности, он уже был глубоко неверующим человеком." (с. 172). "Представляете, люди, любившие Тору, жившие по ней, ничего вразумительного не могли рассказать о ней своему очень умному и потому весьма требовательному ребенку. Эти умненькие, любопытненькие мальчики и девочки, родившиеся в еврейских семьях и не получившие ответы на свои вопросы, отправились удовлетворять свое любопытство к ученым и разного рода носителям новых идеалов. А дальше они, естественно, вприпрыжку кинулись в коммунизм, нигилизм, либерализм и всевозможные иные "измы", поскольку их родители, при всей внешней и даже внутренней любви к Торе, знаний уже не имели." (с. 173).
Р. М.-М. Гитик относит это прерывание массовой передачи Традиции, знания Торы к причинам, приведшим к плачевному состоянию еврейского общества, к распаду ткани иудаизма в сердцах и душах большинства евреев накануне Первой мировой войны, что привело к расцвету светской еврейской жизни накануне Второй мировой войны, к причинам дальнейшего наступления Катастрофы. Мы попробуем рассмотреть причинно-следственные связи Катастрофы несколько шире и через этот анализ выйти на оценку сегодняшнего состояния нашего народа. Для этого мы временно уйдем от собственно рассмотрения причин, в конечном итоге приведших к Катастрофе, в их взаимосвязи и зададим несколько неожиданный вопрос: "Как относится Тв-рец (Тора, мудрецы) к состоянию, когда целый слой народа, слой, наиболее сведущий в Торе, идеалом для всего народа считает исключительно учение Торы без занятости общественно - полезным трудом? Как он относится к состоянию народа, которое сегодня называют "Хевра ломедет" ("Изучающее (Тору) общество")?" Ответим еще до приведения аргументов: "Очень плохо относится!". Расшифруем.
А) Тора.
1. Праотцы.
Сначала посмотрим как описываются те, кто стоял в основании еврейского народа - наши праотцы Авраам, Ицхак и Яаков. Нет сомнения, что первые двое работали. Работали на общепринятых сегодня производительных работах. Авраам был пастухом. Мы совсем не хотим утверждать, что он лично бегал за овцами. Будучи богатым человеком, он имел достаточный штат рабов и, возможно, наемных работников для непосредственного ухода за стадами. Но общая организация животноводческого "бизнеса", "предприятия" лежала на нем. Да и когда после обрезания к нему пришли гости (недельная глава "Вайера", третий день после обрезания, ангелы в обличьи бедуинов), он лично давал распоряжения Саре о замешивании теста (и именно он определял количество и сорт затрачиваемой муки), он лично выбирал теленка и бегал за ним (и только поймав его, передал "отроку" на приготовление), лично подавал гостям еду. Нельзя не отметить, что Авраам рыл колодцы. Понятно, что, с одной стороны, в пустынной стране Канаан выходов подземных вод на поверхность земли было мало. Также понятно, что техника рытья колодцев не позволяла осуществлять вертикальную проходку глубоких стволов в скальных породах. Значит, нужны были обширные гидрологические знания, позволявшие определять места приближения к поверхности земли водоносных горизонтов. Эти знания и сегодня редки. А места колодцев определял Авраам (позднее - Ицхак). Только это могло быть работой "на полную ставку", хоть лопатой Авраам, скорее всего, не махал. Ицхак, кроме скотоводства и рытья колодцев, еще и сеял (занимался землепашеством) и при этом добивался уникальных (даже по сегодняшней оценке) урожаев. Агрономические знания тоже сами по себе не возникают в голове - нужно учить специальность. При этом нет сомнения, что Тору они учили, соблюдали на уровне, которому нам впору завидовать, и наличие Тв-рца ими сомнению не подвергалось - ведь Он с ними беседовал в явной форме.
Но даже среди этих гигантов выделяется фигура Яакова, фигура идеальная для нашего мировоззрения. Сначала он сидел в шатрах. Мудрецы дают два непротиворечивых, способных существовать одновременно объяснения утверждению "сидел в шатрах" - был пастухом и в то же самое время учил Тору.
Затем, когда обстоятельства вынудили его уйти из дома в нееврейское окружение и там жить, работать, строить семью, рожать и воспитывать детей, он идет на несколько лет учиться в йешиву. И затем бесстрашно выходит в широкий мир, в гойский мир, в грязный и лживый мир (ярким представителем которого является Лаван) живет там, выполняет все человеческие функции и при этом ни на йоту не теряет Тору, соблюдение заповедей (которые невозможно соблюдать без непрерывного изучения что и как соблюдать), веру в Хозяина мира. Его дети - пастухи. Именно к стадам он отправляет Иосифа, именно пастухами (или ответственными руководителями групп пастухов) работают его дети, придя в Египет (все дети, кроме колена Леви, которое целиком и профессионально учит и преподает Тору, работая на должностях "профессорско-преподавательского состава" на полную ставку и представляя собой научные и педагогические кадры еврейского народа, и кроме лично Иосифа, занятого руководящей и организационной работой на должности премьер-министра Египта).
Нарушая хронологическую последовательность, в продолжение линии Яакова нельзя не вспомнить величайшего из великих мудрецов Торы в поколениях "ахроним" рабби Моше бен Маймона (РАМБАМа, Маймонида), одного из первых кодификаторов еврейского Закона (14-томный труд "Мишне Тора", он же - "Яд хазака"). РАМБАМ работал (без кавычек) личным врачом египетского визиря в Каире и лечил, кроме самого визиря, его гарема и детей, также и высокопоставленных египетских министров. В современных терминах, он был главврачом "кремлевской" больницы в Каире и одновременно руководил 4-ым Главным управлением минздрава Египта. После работы на очень полную ставку, он еще дома до ночи принимал страждущих. И лишь затем - Тора, но на уровне, который ставит его в первую шеренгу мудрецов всех поколений. Для меня лично именно Яаков и РАМБАМ - путеводные звезды этого мира.
2. Разведчики и поколение пустыни.
Одно из объяснений провала разведчиков в их функции и перевода целого поколения на постоянную жизнь до смерти в пустыне следующее.
Разведчики, будучи руководителями народа из глав колен и мудрецами в Торе, хотели, чтобы народ продолжал идеальную, с точки зрения 10 из 12 разведчиков жизнь "Хевры ломедет". В пустыне нет материальных забот - "нога не пухла и одежда не ветшала", пропитание (ман) регулярно падало с неба, вода была из бегающего за станом евреев колодца Мирьям или прямо из скалы - учи и не отвлекайся. Разведчики боялись, что войдя в Страну, народ, будучи вынужденным заниматься "светскими" работами по обеспечению жизни народа (пахать, лечить, строить, воевать, воспитывать, судить, работать чиновниками и рабочими и проч.), не сможет полноценно изучать Тору. И они сказали о Стране, то, что сказали. Тв-рец дал однозначную оценку идеалу "Хевры ломедет" - разведчиков публично казнил, а остальных послал умирать в пустыню и воспитывать то идеальное поколение, которое войдет в Страну, не испугается войны, не побоится производительного труда и приобретения "нормальных" специальностей и при этом не оставит Тору. То есть, Он в Своей Торе привел Свое однозначное мнение об устройстве идеального общества и об идеальном пути людей Его народа. И это Его мнение - отнюдь не в пользу "хевры ломедет".
Б) Мишна. Приведем несколько цитат из трактата Мишны "Пиркей Авот" ("Поучения отцов").
Часть 1, Мишна 10 (далее: 1:10): "Шемая говорил: "Люби труд, возненавидь высокое положение и не становись известен властям."
1:17: "Шимон, сын его (раббана Гамлиэля-старшего), говорил: " Не учение главное, а дело".
2:2: "Раббан Гамлиэль, сын рабби Йегуды - наси, говорит: "Хорошо занятие Торой сочетать с ремеслом - ведь усилия, приложенные в этих двух направлениях, отвлекают от греха. Учение же, не сочетаемое с трудом, - сходит на нет и влечет за собой грех."
2:14: "Рабби Элеазар говорил: "Знай, что возразить неверующему". Рамбам толкует: кроме Торы ты должен знать и светские науки, чтобы суметь ответить неверующему - по комментарию рава Кеати.
3:17: "Рабби Элеазар, сын Азарии, говорил: "Эйн кемах - эйн Тора" (нет муки (для хлеба) - не будет и (изучения) Торы).
6:4: "Больше делай, чем учись".
4:11: "Рабби Йоханан, сапожник, говорил". Мы не будем приводить его слова - нам важнее знать, чем таннай (мудрец Мишны - высота мудрости, нами просто не понимаемая) занимался для заработка, для пропитания, для содержания семьи. А великой мудростью на высочайшем уровне он занимался после работы. Также известно про амораев (мудрецов Талмуда) - один из них собирал хворост на продажу, другой изготавливал швейные иголки, третий плавал матросом, четвертый варил пиво на продажу. И Тору они знали и учили, как нам и не снилось. Хотя среди них, конечно, было немало (даже большинство) преподавателей йешив. А основная масса народа, не мудрецы, всю жизнь тяжело работая, только вечером и по субботам приходила в дом учения. Хорошо, если хотя бы в молодости был период учения целыми днями.
В) Талмуд.
1. Трактат "Брахот" (лист каф-хей, страница бэт), где приводится спор рабби Ишмаэля и рабби Шимон бен Йохая. Рабби Ишмаэль говорит, что не следует слова : "не покинет эта книга Торы твои уста" понимать буквально. Надо понимать, что это следует сочетать с практической деятельностью в мире (сеять, жать и т.д.). В противовес ему рабби Шимон бен Йохай говорит, что следует заниматься Торой и - ничем больше. В резюме Гемары к этому трактату говорится, что многие действовали по рецепту рабби Ишмаэля и - получалось у них, а другие пытались действовать по рецепту рабби Шимона бен Йохая, и - не вышло у них. (цитируется по третьей лекции д-ра Зева Дашевского о книге Йеошуа http://www.machanaim.org/tanach/_da_ieh/ieh-3.htm).
2. Трактат "Хулин" (лист цади - бэт, страница алеф).
Гемара разбирает стих: "Виноградную лозу из Египта перенес." (Псалмы, 80). Сказал рабби Шимон бен Лакиш: "Эта нация (евреи) уподоблена виноградной лозе: ветви ее - это баалей батим (балабосим, хозева мелких, как правило, семейных бизнесов - аналог сегодняшних работающих - как в бизнесе, так и в качестве наемных работников), гроздья ее - это мудрецы, листья ее - это простолюдины, усики (которыми лоза цепляется за опору) - пустые люди, поэтому должны гроздья (мудрецы) молиться о листьях (о простом народе), так как если бы не листья, гроздья тоже бы не существовали." Раши (рабби Шломо Ицхаки): "Потому что, как ветка производит другие мелкие ветки, листья и плоды (причем, плоды, гроздья - главная часть виноградной лозы, цель ее существования), так и баалей батим, творящие милость и поддерживающие бедных, платят деньги государству за своих братьев-евреев и те существуют благодаря им." (выражаю благодарность за нахождение этиого места в трактате "Хулин" и его перевод р. Александру Линову).
Аналогичные цитаты о необходимости производительного труда как источника средств существования и необходимости непрерывно совершенствоваться в избранной специальности приводятся во многих местах Талмуда (Брахот хет : алеф и многие другие места).
Несомненно, можно привести не меньше цитат из Мишны и Талмуда, ставящих изучение Торы на первое место по важности среди дел жизни и обещающих обеспечение средствами к существованию тем, кто целиком, без остатка посвещает себя Торе, например, "Пиркей Авот" 3:5: "Со всякого, кто берет на себя бремя Торы, снимают бремя власти и труда".
Итак, мы видим, что по мнению Торы и очень многих мудрецов предыдущих поколений, работа для заработка и пропитания для еврея, идущего путем Торы, является важнейшей частью его дел в этом мире, является самостоятельной ценностью, приближающей еврея к Тв-рцу и деятельностью, формирующей, возвышающей его душу. Поэтому к идеальному состоянию общества мы относим состояние поколения захвата Эрец Исраэль - воюем, сеем, пасем, строим, лечим. И учим, соблюдаем, передаем Традицию. А в качестве идеальной личности мы принимаем нашего праотца Яакова (дела отцов - пример для детей) - сначала учим, а затем не боимся выйти даже в нееврейское окружение, строим семью, работаем, растим детей. И продолжаем учить, соблюдать, передаем детям.
Заметим также, что идеальным состоянием еврейского народа Тора и мудрецы считают то положение, при котором наш "народ отдельно живет". Но это требует наличия людей всех специальностей внутри народа - врачи, инженеры, учителя, судьи, чиновники, инсталяторы, уборщики и проч. И ни с кого не снимается обязанность учить и соблюдать Тору. А значит массовое изучение "светских" специальностей, включая самые сложные, подразумевается как неотделимая часть жизни народа. Состояние "мы все только учим Тору, а гои нас обслуживают" описано только для времен Машиаха, но до них еще нужно дожить.
Проф. Исраэль Дацковский, член движения "Профессора за сильный Израиль".
( МАОФ).
------------------
Продолжение см.
Прошедшая и грядущая Катастрофы (часть III и IV)
http://kahane-hi.info/index.php?newsid=977
====================================
См. также:
КТО МЫ - НАРОД КНИГИ или "народишко пепси"?
http://kahane-hi.info/index.php?newsid=955
"Шоковый муляж" или "Ханука от эрев рав" !!!
http://kahane-hi.info/index.php?newsid=951
"Пророчество о конце дней"
http://kahane-hi.info/index.php?newsid=799
проф. Исраэль Дацковский:
Высшая справедливость
http://kahane-hi.info/index.php?newsid=677
Воспоминания о будущей Хануке
http://kahane-hi.info/index.php?newsid=936
"Незнакомый мир харедим"
http://kahane-hi.info/index.php?newsid=359
"Сила против силы"
http://kahane-hi.info/index.php?newsid=365
============================================================
"Всякий, кто может удержать членов своей семьи, своих сограждан или весь мир от дурного поступка, но не делает этого, считается соучастником их греха. Даже при образцовом и безупречном собственном поведении ему первому вынесут приговор, если он не исполнит своего долга помощи современникам в исправлении их путей". (Талмуд, трактат Шабат 54б,55а)
Кахане жив, Кахане прав!
http://kahane-hi.info/index.php?newsid=976