Размышления о казаках и казачьем самосознании

Выживание островков традиционной культуры в условиях современного глобализированного общества связано не только, да и не столько с сохранением историко-культурных мест и эксплуатацией их в туристическом бизнесе. На первое место должно быть поставлено сохранение ядра традиционной культуры в самом человеке. Здесь вопрос носит уже социально-психологический характер – как сделать выбор, а выбравши как следовать этому нелегкому пути, которому собственно не очень много предоставляется возможности в нашем постмодернистском мире. На первый взгляд, нет ни социальных ни бытовых условий для реализации себя как человека традиции, если, конечно, не включиться в тот же самый туристический бизнес и играть роль аборигена в историко-культурном заповеднике. Однако, памятуя о том, что в некотором количестве людей прочно сохраняется пласт этнического самосознания, связанный с поиском или знанием собственных корней, собственной культуры, можно рассчитывать на создание таковых культурных механизмов, которыми и являются шермиции – национальные казачьи игры.

Форма национальных казачьих игр нами выбрана не зря, здесь используется мировой опыт проведения национальных праздников, о чем на сайте подробно писалось.

В данном очерке остановимся на критике со стороны, на которую в иных обстоятельствах можно просто не обращать внимания, но эту проблему необходимо вывести из разряда межличностных отношений, которые навязывает общественному мнению (в том числе и молодому поколению) реестровые деятели, желающие изображать эти коллизии как противостояние Ярового и общественной организации ВКО ВВД. Проблема гораздо глубже, здесь не столько зависть или гордыня, стремление к первенству или ноу-хау, борьбе за административный ресурс или государственные деньги. Здесь проблема в противостоянии отдельной общественной организации, которую активно раскручивает государство и волеизъявлением граждан быть самими собой. Интересно, что позиция Войскового атамана была довольно взвешенной и правильной в этом вопросе – реестр призван оказывать помощь и поддержку казачьему народу, так как обладает административным ресурсом. Изменилась даже риторика атамана. Однако – как всегда – есть позиция Атамана, а есть позиция войсковых чиновников, ощущающих опасность от явления себе неподконтрольного, особенно если учесть отделы и людей обязанных заниматься подобными мероприятиями. Структура испытывает давление самоорганизации гражданского общества, основанного на прямой демократии и имеющего довольно древние традиции этой демократии. Потому все обещания Войскового атамана по выпуску учебника, по организации центра традиционной культуры в городе Зернограде, оказались пустыми и беспочвенными – он увидел, что в структуре реестра никто не станет нас поддерживать, и процесс сошел на нет, чем не преминули воспользоваться чиновники от ВКО ВВД, мечтающие о мировой славе отцов основателей казачьего боевого искусства.

Они, заручившись поддержкой реконструкторов и модельеров от казачества обратились к критике существующих положений дел.

Их критика сводится следующим моментам
- шермиции не традиционное название состязаний бытовавших у донских казаков (Пернач, Карасев, Новиков);
- техническая база шермиций – выдумка Ярового (Пернач, Карасев, Новиков);
- внешний вид участников не соответствует точной реконструкции, какой-либо исторической эпохи (Новиков);
- в играх принимают участие только дети кубанских казаков (Карасев);
- за монографию «Агональная культура» Ярового следует высечь на круге, так как он использовал обидное слово для реестра «агон», ассоциирующееся у них (что странно) не с агонией, а с анальным местом (читай пост Николая Новикова).

- в будущих шермициях реестр отводит роль некой Войсковой Федерации каз. боев. искусств, в которой должны быть два направления – традиционной и спортивное, последнее включает в себя таинственную РуБКу – рукопашный бой казаков (казбой?).

Вот, пожалуй, основное. Прежде всего, видимо, необходимо сделать допущение, что это люди адекватные и закрыть глаза на то, что у Карасева образование моряка, а Новиков специализировался на кафедре истории КПСС, а у Ерашова степень кандидата минералогических наук. То есть, люди адекватные. Во-вторых, эта критика спровоцирована руководством ВКО ВВД, которое таким способом желает оседлать вольностаничное движение (под последним здесь следует понимать всех казаков и казачек не входящих в реестр); в-третьих, следует отмести зависть и гордыню, невежество лиц провоцирующих конфликт целой структуры не с Яровым, а с волеизъявлением казачьего народа, поскольку на игры люди собираются по собственной инициативе, а не потому, что их построили, посадили на автобус и повезли на казачье мероприятие, где нужно хором кричать «Любо».

Вот исходя из этих допущений, попробуем сначала ответить на критику, как в серьезной полемике, а затем перейти к анализу подноготной этой спланированной свары.

По шермициям мы уже неоднократно писали и разъясняли, откуда и когда взялся этот термин. На начало века он был зафиксирован в словаре Миртова как донской у него читаем А.В. Миртов. Донской словарь. Материалы к изучению лексики донских казаков: «шермиции – примерные бои, устраиваемые на праздниках. Дрались на кулачках. Кр.104 Украинский, польский». Лексема «шермиции» зафиксирована Миртовым в 20-х годах двадцатого века в некоторых станицах (преимущественно низовых), классифицирована как старинное слово, вымершее, не употребляемое. В словаре Миртов ссылается и на Краснова (это видно из приведенной цитаты). За прошедшие восемь десятков лет никто из лингвистов не уточнил значение лексемы и не опроверг Миртова. Впрочем, любой желающий может попробовать это сделать. Слово «шермиции» заимствованно из украинского языка (тогда еще малорусского наречия). Предположительно занесено на Дон черкассами и запорожцами в первой половине семнадцатого века. (из сообщения Фетиса на ВКО ВВД ссылка ). В продолжении этой версии следует отметить точку зрения Романа Мискина, видного исследователя запорожского казачества, где шерма – означает бой саблями. По сообщению А.В. Венкова, слово шермиции встречается в приказах атамана Платова, и известно по 18 веку в лексике приказов. В общем можно заключить, что это слово имея немецко-польско-украинскую этимологию было известно на Дону и фиксировано Миртовым как донское. На этом вопросы надо снять. Для неспециалиста в области лингвистики, этнолингвистики, этнографии подобных вопросов возникает не должно, так как это пустое и ненужное и сразу напоминает споры о происхождении казачества.

Было в обиходе? Было. Оснований для его не использования нет.

Техническая база шермиций, на сегодняшний момент, складывается из действий казака в пешем строе с холодным оружием. В будущем, мы надеемся, будет расширена база за счет конной составляющей – джигитовки, рубки на коне и скачки. Кто возъмет на себя эту составляющую – покажет время.

В пешем виде мы рубим предметы одиночные и в полосе стоящие, фланкируем шашкой и пикой, фехтуем на шашках и пиках. Техническая база рубки и фехтования (о чем здесь писалось неоднократно) выражена в пособиях позапрошлого и начала прошлого веков – это Греков, Соколов, Устав казачьей службы, Гладков. В пособии Ярового обобщен и рационализирован опыт работы с казаками разного возраста, а необходимость такого пособия для казаков занимающихся с детворой оказалась сверх актуальной (в этом отношении В.П. Водолацкий оказался очень прозорливым, обещая издать это пособие для кадет и казачьих школ, но видно личность Ярового этому помешала).

То есть, в техническом плане лично Яровым ничего не выдумано и не изобретено, а тем кто желает освоить работу с холодным оружием всячески оказываем любую помощь – что на Кубани (Зяблов), что на Дону.

По-поводу фехтования. В Уставе казачьей службы имеется раздел «одиночное фехтование», есть «вольный бой», имеются фотоматериалы подтверждающие, что казаки фехтовали. Без фехтования в национальном костюме (а не в дорогостоящем боевом доспехе) любая работа шашкой будет неполной. Техническая база фехтования общедоступна. Что здесь придумал Яровой? Мы работаем холодным заточенным оружием при рубке, где достигается правильная постановка удара. Для фехтования такое оружие использовать нецелесообразно. Поэтому используется простой, общедоступный, довольно жесткий снаряд, позволяющий наносить удары в полную силу, но не калечить и травмировать бойца, одетого в минимальное защитное снаряжение – маска, перчатки, ракушка. Будет в широком доступе фехтовальное снаряжение, мы перейдем на него, но оружие оставим прежнее – оно пока идеально.

Из всего этого не делается тайны. Мы максимально открыты, так как подобные мероприятия должны быть массовым видом, а значит национальным видом спорта. Между спортом и национальным видом спорта существует разница – как между прыжками в высоту и прыжками через сани, если в минспорте этого не поймут, то их дело выгорит, новоделы не станут массовыми, даже если их сознательно культивировать в кадетских корпусах, народ будет к ним глух.

Теперь, по внешнему виду участников шермиций. На начало ХХ века внешний вид казака сочетал в себе элементы военной и гражданской одежды, если казак был не на службе. Черкески, чекмени, гимнастерки казенного и собственного пошива. В начале ХХI в. на игры приезжают казаки и казачки имеющие любой атрибут казачьего костюма – от пояса, до кубанки. Конкурсов исторической выдержанности в рамках какого-либо века здесь не проводится, важен народный колорит – ведь здесь собираются живые люди, настоящие казаки, а не ряженные маникены.

По детям. То, что в играх принимают участие дети кубанцев не верно. У нас приезжают казаки с детьми, а казачьи школы присылают команды, на играх были команды станицы Мечетинской, ст. Кутениковской, из Зимовниковского района, из Зерноградского района, из Ростова-на-Дону – всех не упомню. Это прямая ложь.

Будущее казачьих воинских традиций РЕЕСТР видит в некоей ВОЙСКОВОЙ Федерации Казачьих Боевых Искусств. В неё входит:
1. «Джигитовка»- конные традиционные состязания (рубка лозы и.т.д.)
2. «Донской клинок» – показательные групповые выступления, крутка шашки (восьмерки), историческое фехтование (В защитном снаряжении и с безопасными спортивными клинками «сабля-сабля» «сабля-щит»- это сложный вид единоборств поэтому перед утверждением необходимо проведение семинара тренеров)
3. «Казачий берет» – соревнования для кадет с учетом всех требований НВП. Изучение и разборка всех видов стрелкового оружия стоящего на вооружении нашей армии, полоса препятствий, казачий рукопашный бой, стрельба, соревнования разведгрупп и в комплексе сдача на казачий берет. 4. «Шермиции» – состязания для казачат младшего возраста ( всё то что делает Яровой) В этом случае потешное название будет уместно. 5. «Казачий рукопашный бой»- («Рубка» и «казбой») надо думать. Всётаки «рубка» ближе к саблям и шашкам!?» (Карасев) Цитата отсюда….

Возможно, реестровая федерация и будет этим заниматься, однако нам до этого дела нет. Шермиции – это форма воспитания, которая будет расширять свое содержание за счет новых видов и новых людей, собирая всех казаков желающих чувствовать себя казаками.

Цель РЕЕСТРА сформулировал Ерашов: «Поясняю. Это не просто престижные состязания. Это Всемирная Олимпиада единоборств, на которой к нам проявлен живейший интерес (в настоящее время, веду переговоры с президентом мировой ассоциации боевых искусств). Уже достигнута договоренность, что нам будет отведен отдельный ковер. Поясняю, на ковре, по нашим правилам и под нашим судейством, с нашими казаками будут биться представители различных «шаолиней» (уже желающих хватает). Плюс, обширная показательная программа, на которой мы должны всех обставить, продемонстрировав наш уровень владения оружием (полагаю так, что и нам с Карасевым придется «тряхнуть стариной»). По-большому счету – это шаг к мировому признанию. И сделать его, мы обязаны с отточенной техникой и устоявшейся терминологией» Цитата.

Теперь, ответив на эти вопросы, хочу риторически вопросить – как называется такая политика, когда изничтожается ДЕЛО? Кто не с нами – тот против нас! Но мы то вас не трогали, мы сами по себе, зачем же обсуждать будущее всего казачьего народа? Или реестр стал продолжателем политики геноцида всего того, что связано с прямым волеизъявлением граждан Российской Федерации, считающих себя по происхождению казаками, а не по приписки к реестру? Кто стоит за теми, кто развязал эту свару?

Яровой А.В.
«Дикое Поле» – казачий информационный портал

http://dikoepole.com/2010/10/25/yarovoy_05/