Дебрянское Содружество Регионов

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Кавказская пленница

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Кавказская пленница

В одном из предыдущих постов я обмолвился, что даже такая невинная штука как «Кавказская пленница» нашпигована советской властью вредоносным контекстом.

С тем, что кино в СССР было крайне политизировано спорить абсурдно (я кстати привёл красноречивые примеры).

Но неожиданно люди упёрлись в технику интерпретации советской агитки. Меня это несколько озадачило.

Идеологическая шифрограмма «Кавказской пленницы» вполне проста.

Эпохальным событием в советском кинематографе была лента «Свинарка и пастух». Это музыкальная романтическая комедия, изюминка которой заключается в том, что куртуазные отношения между принцем и принцессой подаются не как пастораль абстрактных поселян, а как бытовой псевдореалистический рассказ с социальными подробностями. Если сентиментализм это переодевание простолюдинами, то советское народное кино это простолюдины, вполне всерьёз ведущие себя как взаправдашные графья и князья, причём для этого им даже не нужно менять одежду.

Фильм начинается с того, что в колхозном Версале ВДНХ «средь шумного бала случайно» встречаются ЗНАТНАЯ свинарка и ЗНАТНЫЙ пастух. Дальше всё по канонам: разлука, коварный герцог-колхозник, неразбериха, комедия ошибок, ревность и закономерный хепи энд.

Но за общей схемой таится националистическая аберрация, долженствующая иллюстрировать не только социальное равенство, но и дружбу народов. «Свинарка и пастух» повествует о любви русской свинарки Глаши Новиковой и северокавказского пастуха Мусаиба Гатуева.

При этом образ русской Глаши снижен, отчасти комедиен. Пастух же показан в тонах лермонтовско-руставелевских. Например комичная сценка спасения поросят Глашей резко контрастирует с мужественной борьбой Зельдина против волков.

Это делает схему кино странной. В классической драматургии любовь главных героев часто оттеняется отношениями комичной пары, как правило, принадлежащей к другому социальному слою. Если герой ухаживает за благородной сеньорой, то его слуга ухаживает за служанкой сеньоры. Отношения внизу социальной лестницы, сопровождающиеся грубым лапанием и сальными остротами, прорисовывают высокие отношения основной сюжетной линии.

Здесь же фактически речь идёт о любви грузинского князя к грубоватой и недалёкой русской служанке, что придаёт картине неожиданное измерение. Глаша превращается в Дульсинею.

«Кавказская пленница» является инверсией «Свинарки и пастуха». Теперь вологодскую свинарку сменяет гордая горянка «Нина», а гордого пастуха-горца – пьяненький русский студент «Шурик». На инверсию указывает и само название «КавказскАЯ пленниЦА». «Кавказский пленник» это хрестоматийное произведение советской школьной программы и смысл инверсии хорошо понятен зрителю 60-х.

Несмотря на то, что музыкальная комедия у Гайдая приобрела фарсовый оттенок немого кино, он свято сохранил основной постулат советской власти: о туповатых и простоватых русских и благородных горцах.

Если знакомство героев «Свинарки и пастуха» происходит под памятником Сталину, и собственно романтический Мусаиб это реинкарнация молодого Иосифа, то «Кавказская пленница» фильм вроде бы антисталинистский. Там показан восточный бюрократ, собирательнй образ всех этих Джугашвили, Орджоникидзе, Берий, Мжаванадзе Георгадзе, Менташавили, и прочих Окуджав, сидевших у русского народа на шее 50 лет. По английскому велению, по своему хотению.

Но заведомо несерьёзный характер курортного фарса с комичным Сааховым-Этушем, выворачивет сатирический посыл наизнанку. Берия (а больше всего восточный любитель комсомолок похож именно на него) оборачивается смехотворной «кровавой гебнёй» нулевых.

Фразы о «волюнтаризме» и «члене партии» в фильме бросает «Балбес» Никулин, и не случайно это место так понравилось Брежневу.

А главное, страшный Кавказ в фильме сознательно путается с Крымом. (Фильм в Крыму и снимали.) Между тем действия «Кавказской пленницы» происходит на Северном Кавказе, там 20 лет назад произошла депортация части населения и заселение территорий русскими колонистами (которые здесь до революции и жили). Но в середине 50-х Хрущев ситуацию перевернул, местные русские в свою очередь подверглись изгнанию, а Чечне и Дагестану нарезали территории, которые вообще им никогда не принадлежали. Этот пороховой погреб, а ля современная ЮАР изображен Гайдаем милым европейским курортом, а местные обычаи (страшноватые даже без учёта чеченской специфики) представлены серией забавных скетчей.

Сколько советских тури-тура-туристов было убито и ограблено в горах Северного Кавказа с начала 60 и по 90-е годы? Я думаю тысячи и тысячи. А сколько обворовано, избито, унижено, изнасиловано? Отдохнули русские во «всесоюзной здравнице Афганистане». Сколько личных трагедий произошло из-за неправильной информации об азиатах, полученной русскими дурачками? Где эти русские женщины, избиваемые до потери сознания, запертые на кухне, пинаемые местными старухами, выполняющие чёрную работу (иногда с дипломом о высшем образовании). Всё это результат лживой и по сути подлой «интернациональной пропаганды».

Массированная пропаганда действует тотально. Ну что могут вызывать чеченцы у культурных людей? Только УЖАС. Если Албания это кусок Азии в Европе, то Чечня кусок Африки в Азии.

Нужно быть ПОЛОУМНЫМ ИДИОТОМ, чтобы послать своего ребёнка отдыхать в пионерский лагерь с чеченцами. С грузинами или армянами – можно. Но осторожно. А с чеченцами, пигмеями, папуасами – никогда и ни при каких условиях. Тут культурный разрыв в несколько столетий. Всё, разумеется, образуется, человек произошёл от обезьяны, ничего страшного. Но на всё нужно ВРЕМЯ. А живём мы здесь и сейчас.

Возникает вопрос, а можно ли было снять «Кавказскую пленницу» без червей?

- Нельзя. Сама тема провокационна.

А можно ли было вообще снимать комедии в тогдашнем СССР, не решив основной вопрос, который стоял перед Россией – вопрос освобождения от тоталитарного рабства?

Тут прямо ответить трудно, ведь просто перевод мыслей в лёгкий жанр, понижает градус ненависти, отвлекает от смертоубийства. СМЯГЧАЕТ НРАВЫ.

Но человек, снимающий скетчи посреди шевелящихся могил и дымящихся луж крови (а в середине 60 – горы из русских трупов ещё шевелились – кто-то агонизировал, кто-то не дострелянный выползал наружу), для этого надо обладать ОЧЕНЬ УСТОЙЧИВОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ. У Гайдая она была. Он воевал на фронте и подорвался на мине.

И в общем спасибо Гайдаю за наше счастливое детство. Смешного в СССР было мало, смех Гайдая человеческий, его фильмы вполне могли быть сняты в Италии или Англии.

Но к фильму на Западе всегда идёт культурный довесок. Например к американскому фильму всегда привязан довесок борьбы с курением. Фильм не про это, но на 17 и 49 минуте сделаны полезные малозаметные вставки. На 17 отрицательный герой похабно и некрасиво курит, а на 49 любимая спрашивает супермена: «Зачем ты куришь эту дрянь?» Супермен начинает кашлять, выплёвывает сигарету и обещает никогда больше не курить.

К советскому фильму привязана коробочка из харкотины, гнилых ногтей и ядовитых гусениц. К любому. Причём её нельзя не открывать. Она действует на подсознание. Посмотрел мультик – заболел ветрянкой. Вот итог советской культуры.

И в этом есть Великая Правда. Иначе было бы совсем дико – заготовили тысячи тонн человеческого мяса и тут же мультики, воздушные шарики, вкусные шоколадки. Советские шарики наполнены гремучим газом или аммиаком, в шоколадках легко найти зуб или глазной хрусталик. Ну а мультики...

Представьте, в Японии жил писатель-сатирик, написал сто лет назад новеллу «Какашка-сан» - о бедном чиновнике. Миядзака цепляется за какашку, рисует мультик вручную и калом, гробит на это 20 лет и НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ. Вот такой «союзмультфильм».

До сих пор не понимают, почему «Винни Пуха» снимать перестали. Получалось же отлично, все были в восторге – и в самом начале застопорилось на ровном месте. Так потому и застопорилось – ХОРОШО ПОЛУЧАЛОСЬ. Тут метафизика. У советских должно получаться как всегда.

Например, придумают себе кавказцев, залезут под них и плачут десятилетиями. А как же без Кавказа? Без Кавказа нельзя. Чай не Донецк. И не Крым. «Кавказские пленники». Сидят советские Жилин и Костылин в яме, беседуют:

- А хорошо нас обслужили.

- Кормят, бьют мало.

- Куда нам без Сталина-то.

- Вот и я о том.

- Хорошие люди. Могли бы и убить.

- Сейчас перетерпеть надо годик-другой. Кадыров освободит.

- Еще что – климат хороший тут. Горы. Курорт.

- Как в Швейцарии.

- Повезло.

- Олимпиаду надо.

- На лыжах можно кататься, на санках.

- Хрю-хрю.

Галковский Дмитрий Евгеньевич
http://galkovsky.livejournal.com/171499.html

0

2

Операция «Ы»

Предыдущий пост люди поняли, но всё-таки поразительно, до какой степени потерян старый культурный код (может и к лучшему). Многим кажется странным «как это режиссёр всё держал в голове», «неужели он учитывал малейшие пожелания советских чиновников». А КАК ЖЕ ИНАЧЕ?

Поскольку ключ утерян, и контекст эпохи знают только очевидцы и историки, начинаются вихляния. Кто-то сказал:

-Тю, «Кавказская пленница» идеологический фильм. Этак и «Операцию Ы» можно считать агиткой.

Я икнул. Тут добавили:

- «Операция Ы» фильм антисоветский. Там высмеиваются советские лозунги и образ гегемона.

Поскольку всё так запущено, расскажу немного об «Операции». Связного сюжета там нет, поэтому нет и единой идеи, так что по пунктам и конспективно.

1. В новелле об ограблении склада мордатый «Бывалый» выведен «инвалидом со справкой». У инвалида есть особая инвалидная машина, которую жулик разворачивает руками.

Для «буржуазного кино» это комедийный оксюморон и больше ничего. Но в СССР дело обстояло иначе.

В 50-х годах стали выпускаться сначала трёхколёсные, а затем четырёхколёсные мотоколяски для инвалидов. Они продавались по льготной цене и быстро встали советской власти костью в горле. Если на обычных автомобилистов удавалось легко натравливать «трудящихся», то упрекать инвалидов в частнособственнических настроениях было как-то не с руки.

Инвалиды вообще вызывали у советской власти понятную злобу (дармоеды, нельзя эксплуатировать по полной программе). Кроме того после войны и из-за прелестей советской экономики-медицины, инвалидов было слишком много. При Сталине с ними боролись по-сталински – вывозили на 101 километр, а то и уничтожали, но после 1956 дармоеды распустились. К тому же масса человеческого шлака была отпущена из лагерей и со спецпоселения.

Поэтому в 60-х годах в прессе началась кампания против инвалидов. Внешне разоблачались всякого рода жулики, выправившие себе справки на инвалидность, а фактически создавалось общее негативное отношение к несчастным людям. Типа «устроились». После «Операции Ы» «инвалидку» стали называть «моргуновкой», и выходящий (выползающий) оттуда инвалид вызывал усмешки прохожих. Вот такой «фольксваген».

Отношение к инвалидам как к бесполезным захребетникам имело ещё одну причину, о которой ниже.

2. В «Операции Ы» Вицин торгует ковриками и кошечками:

Подходи, не ленись,
Покупай «живопИсь»!

Показано это смачно, что неудивительно. Вицин совершает трижды нехороший поступок. Во-первых, торгует. Это уже плохо. Во-вторых он торгует изделиями кустарей, а именно в это время началась очередная волна репрессий против остатков негосударственной промышленности. Были сокращены права кооперативной и частнопредпринимательской деятельности, сохранявшейся при Сталине и ставшей быстро расти после ослабления колхозного рабства. Зажим шёл в том числе под лозунгом борьбы за культуру. Трудящимся предлагалось вместо убогих глиняных свистулек покупать современные – из ядовитой пластмассы. Поскольку советской промышленности была присуща гигантомания, такая политика приводила к чудовищным последствиям. Например на всю страну выпускался десяток интерьерных предметов: ванька-встанька, пеликан, какаду, жираф, светильник «Космос». И у людей в пятиэтажных хрущёбах стояло 15 миллионов ванек-втанек, 8 миллионов пеликанов, 8 миллионов какаду, 7 миллионов жирафов и пять миллионов «Космосов».

При этом все кустарные изделия высмеивались как низкохудожественные и просто нелепые, причём с заметной националистической тенденцией. Нацреспубликам дозволялась кустарная экзотика, значительную часть которой производили частники. В России экзотика была порезана, а то, что осталось, объединили в государственные предприятия (Палех). Народным промыслам национальной периферии было разрешено умиляться и в исключительных случаях даже делать народных гениев (Пиросманишвили). Русские изделия вызывали запредельную ненависть, все эти коврики-копилки рекомендовалось сжигать, разбивать, относить на помойки. Ещё большую ненависть вызвала городская дореволюционная культура – слоники и подушечки были символом ненавистного мещанства (мещанин это городской, то есть бюргер, то есть буржуа, то есть буржуй). Тут уже было совсем просто: слоники есть – подлец. Завёл канарейку – черносотенец. Надо звонить в органы, сигнализировать.

Герой Вицина торгует не грузинской или якутской, а явно российской живопИсью. Это третье преступление.

Наконец значительную часть кустарей-надомников составляли инвалиды, это советскую власть тоже бесило. «Жируют за счёт государства, а сами на себя работают!»

3. Образ «трудящегося» в строительной новелле «Операции» вполне понятен. В это время в СССР был принят закон о принудительном труде («закон о тунеядстве»). В эпоху Сталина он был неактуален, потому что неработающий человек просто умирал от голода. С середины пятидесятых стало возможно какое-то время жить на сэкономленные средства или на помощь родственников. Или, - что самое страшное, - зарабатывать на жизнь без посредничества госорганов. Это вызвало настоящее БЕШЕНСТВО со стороны партийного руководства.

Суть новеллы понятна. Лодырь-лежебока не хочет работать. Его увещевает глупый как пробка прораб, лодырю это до фени. Тогда его пускают голым в Африку и обклеивают обоями. Метода оказывается вполне эффективной.

Кстати в процессе перевоспитания оказывается, что это никакой не хулиган, а отец семейства, но это тоже в кассу – недавно такие «отцы семейства», недовольные хрущёвским сокращением расценок, совпавшим с увеличение цен на продовольствие, устроили забастовку в Новочеркасске. За что их дети получили по черепам разрывными пулями. «Надо, Вася, надо».

Список можно продолжать и продолжать. Скажу на последок об одном пункте:

В студенческой новелле героиню не пускает в собственную квартиру злобный соседский пёс. Для 60-х годов это Тема. В прессе постоянно шли антисобачьи материалы, собачников было мало и жители к ним относились резко негативно. Отдельные квартиры в хрущёбах уже позволяли иметь собак, но в народе продолжали царить коммунальные нравы, а главное советская власть к собакам относилась плохо. Собака это зверь общественный, государственный, и негоже его иметь в частном владении неноменклатурному терпиле. Собаки были реабилитированы только в 70-х годах, в повести Троепольского «Белый Бим чёрное ухо», сыгравшей огромную роль в смягчении нравов. В 50-60-е же в Болгарии например была кампания «Свинья друг человека», население призывали уничтожать собак, а взамен разводить свиней.

Сами посудите, органы пришли к советскому человеку с обыском. А собака не у них, а у него. ЭТО КАК? Она ведь и наброситься может.

А замки в советских домах? Они должны были открываться ногтём. А дверь вышибаться с одного пинка сапога. Помните входную дверь-сейф в «Бриллиантовой руке»? Из той же оперы. Советскому человеку не полагался даже глазок. КГБ распространяло слухи, что через глазок шизофреники стальными прутьями выкалывают глаза советским трудящимся. И глазки в 60-е редко кто ставил. Берегли зрение.

Вот из таких милых подробностей и состоят советские комедии 60-х.

Конечно подоплёка ушла в прошлое, а скетчи остались. Шурик просто борется со злой собакой. Мог бы и в Англии бороться. Моргунов мог бы инвалидствовать в «Отпетых мошенниках». А Пуговкин плясать в пробковом шлеме в... в...

...гм. Вот тут, видите, в гайдаевской ленте даже новое измерение появилось. Такова волшебная сила искусства :)

Тоже волшебная сила. Захотели снять китайский театр. И сняли.

Впрочем, про Китай я ещё расскажу.

Галковский Дмитрий Евгеньевич
http://galkovsky.livejournal.com/171539.html

0