Дебрянское Содружество Регионов

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Дебрянское Содружество Регионов » В России » Ты - сибиряк? Скажи об этом во время переписи - 2010!


Ты - сибиряк? Скажи об этом во время переписи - 2010!

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

Ты - сибиряк? Скажи об этом во время переписи - 2010!

24,5 миллиона человек во время переписи смогут назвать себя сибиряками

Участники сообщества "Настоящие сибиряки" в Живом Журнале призвали всех жителей Сибири во время переписи населения в качестве своей национальности указывать "сибиряки".

Инициатива была подхвачена многими пользователями ЖЖ.

Перепись населения пройдет в России с 14 по 25 октября 2010 года. Из длинного списка возможных национальностей можно выбрать такие, как чалдоны, селькупы, сибирские татары и т.п. Гражданам РФ также предлагают отнести себя к "крестьянам затундренным" или "ленским старожилам".

Настоящие сибиряки из ЖЖ полагают, что если жители Сибири организованно отнесут себя к сибирякам, то появится возможность создать национальную общность и получить соответствующие права. Предоставляемые по национальному признаку (например, как коренному малочисленному народу) преференции могут касаться льготных условий ведения бизнеса, развития культуры, сохранения благоприятной экологической среды и так далее. По мнению "Настоящих сибиряков", сегодня Сибирь рассматривается государством преимущественно как сырьевая колония, а существующие программы развития сибирских регионов конкретного ощутимого результата не дают.

К сибирякам во время переписи населения могут уверенно отнести себя жители Сибирского федерального округа (около 20 миллионов человек, или 13,77% населения РФ), Якутии (около 1 миллиона человек), Тюменской области, включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономный округа (3,5 миллиона человек).

http://globalsib.com/i/1/8257/sibir1.gif

Globalsib.com

0

2

А я стало быть - Дебрянец :flag:

0

3

:cool:  :jumping: Ура!

0

4

Зачем называть себя сибиряком

В связи с тем, что снова появляются вопросы о том, зачем во время переписи называть себя сибиряком, привожу две ссылки, по которым это внятно объяснено (на основе обсуждений в "Настоящих сибиряках"):

http://globalsib.com/8257/

http://globalsib.com/8319/

Резюмируя и развивая: назвать себя сибиряком означает открыто отнести себя к общности сибиряков для того, чтобы вместе заботиться о благополучии своей родины - Сибири - всеми возможными способами.

Национальность сибиряков нужна для того, чтобы осознать свои отличия от других и объединиться на основе этих отличий. Именно для сибиряков это, в частности, означает особые отношения с природной средой, которую надо спасать. Для других национальностей это может быть не важно.

"Сибиряк" как национальная принадлежность означает некий сдвиг в сознании (самосознании), который влечет за собой изменения в поведении. В общественной деятельности. Само по себе проживание в Сибири не гарантирует этого сдвига. Поэтому сибиряки объединяются как национальность, а не как люди, живущие в одном регионе. Национальность - это изнутри. Это личный выбор. В то время как место жительства может быть всего лишь формальным фактором, на самосознание не особо влияющим.

Джен http://dzenn.livejournal.com/
http://community.livejournal.com/real_s … 13683.html

0

5

Новосибирец ответил сенаторам, которые выступили против идеи сибиряков

Новосибирский блогер Дмитрий Осипов открыто ответил парламентариям, которые прокомментировали призыв жж-сообщества "Настоящие сибиряки" во время Всероссийской переписи населения указывать в качестве своей национальности "сибиряк".

Несколько недель назад на сайте regions.ru представитель в СФ от исполнительного органа госвласти Камчатского края Виктор Орлов назвал акцию "Заявлением, которое отдает сепаратизмом". ""Это может стать опасным прецедентом, что в конечном итоге приведет к расчленению русского народа на мелкие части", - отметил сенатор.

"Такой идеей закладывается основа для создания новой социальной группы, что ведет к разрушению государства", - сказал председатель Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам, представитель в СФ от администрации Липецкой области Анатолий Лысков.

Идею сибиряков также раскритиковали представитель в СФ от исполнительного органа госвласти Калужской области Валерий Сударенков, заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья, член фракции "Единая Россия" Александр Чухраев,  член Комитета Госдумы по делам молодежи, член фракции КПРФ Юрий Афонин.

В ответ им Дмитрий Осипов в сообществе "Настоящие сибиряки" заявил следующее:

"Почему я присоединяюсь к данной акции и непременно внесу при переписи в графе национальность слово Сибиряк. Выскажу своё субъективное мнение...

Мои предки живут в Сибири в среднем уже 4 поколения. Да это на самом деле не так уж и важно, думаю, что любой человек, приехавший на наши необъятные просторы, желающий жить тут, растить детей, заботиться о себе и окружающих, быть достойным членом общества вправе назваться Сибиряком.

По воспоминаниям моей бабушки об её жизни, по её воспоминаниям о рассказах своих родителей я могу представить себе уровень жизни людей в то время, их чаяния и потребности. Они были честные люди, упорно трудились, воспитывали детей, переживали, любили, верили. Самое главное в том, что их судьба никогда не была в их руках. Им навязывали "любовь" к родине и называли родиной то Российскую империю, то СССР, то Российскую Федерацию. Сибирь же была их "территориальной малой родиной". Им навязывали какие-то идеалы то имперского шовинизма и великодержавия, любви к царю батюшке, то стройки коммунизма и новых красных богов лениных, сталиных, придумывали врагов и сеяли страхи. Их эксплуатировали, забирали их труд, знания, умения, а взамен давали бредовые идеи, скудный кусок хлеба, коммуналку и звание лимиты и «понаехали тут» при желании уехать от безысходности за более достойной жизнью.

Сибирь это дом моих предков, это мой дом. Я, не посягаю на дом чеченцев, дагестанцев или москвичей, я не навязываю им свой уклад жизни и свои ценности, видения мира и понятий что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло и кто враг, а кто друг. Мне это не надо и я не буду этого делать. В ответ я прошу только одного, не навязывайте и мне свою волю. Мне это не нужно, это моя земля и мой дом, я сам разберусь, как мне жить, как мне работать и куда тратить заработанное, с кем дружить и сотрудничать, а кого опасаться. На кого равняться и у кого учиться. Мне не нужна метрополия.

Не нужно делать из меня члена послушного стада "уважаемого рассеянина", крутить день и нощно пропаганду, вбивать мне в голову ужасы про врагов вокруг россии-матушки и про свотлооких спасителей наших.

Мне не надо ваших указок, меня от них тошнит. Тошнит от вашей рублёвки и гламура, тошнит от ваших кортежей и мигалок, от ваших лобызаний с мировыми ублюдками. Меня тошнит от ваших толстозадых парламентариев и дебильноватых политических активистов с медведями на лбах. Меня тошнит от вашего национального лидера - охамевшего вора и его ВРИО - комедианта.

Мне жалко мои налоги на строительство городов, которые вы вначале бомбите, а потом восстанавливаете и выплачиваете контрибуции, мне жалко мои налоги на помощь диктаторам и лизоблюдам в угоду ущербному самолюбию ваших гномов. Мне жалко для вас своих налогов, поймите это.

Мне жалко природу моей любимой родины - Сибири, из которой вы алчные упыри высасываете все соки, рубите лес, сливаете яд в уникальнейшее на планете озеро и на вырученные деньги отстраиваете себе замки и покупаете футбольные клубы.

Я не могу смириться с тем, что вы живете одним принципом: "после нас хоть потоп", я не могу смириться с тем, что моим детям останутся нефтяные поля, заражённые озера и реки, пеньки вместо лесов и китайская плётка. Я не могу смириться с тем, что вы лишили меня права выбирать, уничтожили конституцию, я не могу с этим смириться!

Я не могу смириться с тем, что вы пытаетесь превратить меня и моих сограждан в быдло и держите за откровенного идиота со своими жёлтыми калинами с уродом внутри и прочим опасным для жизни дерьмом.

Мне стыдно за то, что моя любимая родина это для вас всего лишь колония и сырьевой придаток! Хватит!

Я называю себя Сибиряк и мне безразлично ваше мнение!"

При этом инициаторы и активисты акции, приуроченной к переписи, подчеркивают, что не являются сепаратистами. Об отделении Сибири от России говорят только их оппоненты.

Folksland.net
http://folksland.net/m/articles/view/No … sibiryakov

0

6

Пётр Хомяков. Сибирские парадоксы.

За событиями в Москве как-то забылась непреложная истина, что Москва - это еще не вся Россия. Между тем, во всей России сейчас идут интереснейшие процессы. И все почти в одном ключе. Для примера возьмем один из регионов, считающийся центром Сибири - Новосибирскую область. Можно долго спорить, кто «главнее» в Сибири, Новосибирск, Иркутск или Красноярск. Тем более, это неуместно делать человеку со стороны. Но, господа, есть некие общие закономерности этого мира. Дважды два четыре и законы физики одинаковы везде. Как говориться и в Швеции, и в Зимбабве. Так вот, одна из таких истин гласит: «В начале было Слово». Это, конечно, образно. Более научно почти тоже сформулировано в законе Лоренца, гласящем: «Малые информационные воздействия на систему, находящуюся в неустойчивом состоянии, вызывают последствия, неизмеримые по масштабам с величиной воздействия». Информационные воздействия - это, в частности, слова.

Ну и где в Сибири может быть сказано наибольшее количество «вещих слов»? Наверное в городе с легендарным Новосибирским Академгородком. Все же этот город - признанный интеллектуальный центр. И влияние этого центра, пусть и косвенное, гораздо шире собственно Новосибирска или даже всей Сибири.

Поэтому не будем заранее предсказывать, какой регион станет лидером Сибири в грядущих катаклизмах. Но первые «слова» и «знаки» скорее всего появятся в Новосибирске.

И что же мы здесь видим?

А видим недавнее перемещение губернатора г-на Толоконского на повышение полпредом Президента в Сибирском федеральном округе. Заурядное явление в региональных верхах?

А это как посмотреть. Во-первых, кто смещен? Квашнин. Верный путинец.

Кто назначен?

Г-н Толоконский. Формальный член Единой России. Но в недавнее время все представители высшей бюрократии были членами Единой России. Однако многие из них пошли в эту «партию» с трудно скрываемым отвращением. Г-н Толоконский именно из таких.

Он всегда был в контрах с одним из символов путинской Единой России Карелиным. А Карелин - это именно знаковая фигура в путинской партии власти - спортсмен и полковник какой-то там службы. Путин именно на эти круги - силовиков и спортивную мафию, - делал ставку, формируя свою партию власти.

Но с этой публикой в контрах не только сам Толоконский, но и его зам. Беспальников, и мэр Новосибирска Городецкий и многие другие. Все они имели проблемы с силовиками. Я не говорю уже о господине Солодкине, который одно время тоже был связан с Толоконским. И имел более чем неприятные «контакты» с правоохранителями.

Короче, г-н Толоконский представляет ту часть элиты, насильно загнанной в ЕдРо, которая ментально чужда всей этой путинщине.

И вот он отправлен Медведевым на повышение.

Что же еще происходит в Новосибирской области? Выборы в областное Законодательное собрание, которые назначены на 10 октября 2010 года.

10.10.10

Как будто нарочно выбрано мистическое число с тремя десятками. Интересно, что некоторая часть местной публики «в шутку» говорит о «выборах сибирского правительства».

Интересная шутка.

С этой «шуткой» совпадает еще одна интересная инициатива. Писать при идущей сейчас переписи населения национальность не «русский», а «сибиряк».

Эта инициатива вызвала форменную панику московской политической публики. На инициаторов обрушились с критикой сенаторы и записные «профессиональные патриоты».

Но получили весьма достойный отпор от одного из идеологов этой инициативы, который написал следующее:

«Сибирь это дом моих предков, это мой дом. Я не посягаю на дом чеченцев, дагестанцев или москвичей, я не навязываю им свой уклад жизни и свои ценности, видения мира и понятий что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло и кто враг, а кто друг. Мне это не надо и я не буду этого делать. В ответ я прошу только одного, не навязывайте и мне свою волю. Мне это не нужно, это моя земля и мой дом, я сам разберусь, как мне жить, как мне работать и куда тратить заработанное, с кем дружить и сотрудничать, а кого опасаться. На кого равняться и у кого учиться. Мне не нужна метрополия.

Не нужно делать из меня члена послушного стада "уважаемого рассеянина", крутить день и нощно пропаганду, вбивать мне в голову ужасы про врагов вокруг России-матушки и про светлооких спасителей наших.

Мне не надо ваших указок, меня от них тошнит. Тошнит от вашей рублёвки и гламура, тошнит от ваших кортежей и мигалок, от ваших лобызаний с мировыми ублюдками. Меня тошнит от ваших толстозадых парламентариев и дебильноватых политических активистов с медведями на лбах. Меня тошнит от вашего национального лидера - охамевшего вора и его ВРИО - комедианта.

Мне жалко мои налоги на строительство городов, которые вы вначале бомбите, а потом восстанавливаете и выплачиваете контрибуции, мне жалко мои налоги на помощь диктаторам и лизоблюдам в угоду ущербному самолюбию ваших гномов. Мне жалко для вас своих налогов, поймите это.

Мне жалко природу моей любимой родины - Сибири, из которой вы алчные упыри высасываете все соки, рубите лес, сливаете яд в уникальнейшее на планете озеро и на вырученные деньги отстраиваете себе замки и покупаете футбольные клубы.

Я не могу смириться с тем, что вы живете одним принципом: "после нас хоть потоп", я не могу смириться с тем, что моим детям останутся нефтяные поля, заражённые озера и реки, пеньки вместо лесов и китайская плётка. Я не могу смириться с тем, что вы лишили меня права выбирать, уничтожили конституцию, я не могу с этим смириться!

Я не могу смириться с тем, что вы пытаетесь превратить меня и моих сограждан в быдло и держите за откровенного идиота со своими жёлтыми калинами с уродом внутри и прочим опасным для жизни дерьмом.

Мне стыдно за то, что моя любимая родина это для вас всего лишь колония и сырьевой придаток! Хватит!

Я называю себя Сибиряк и мне безразлично ваше мнение!"

Разумеется, инициаторы этой акции утверждают, что это «ни в коем случае не сепаратизм».

Разумеется, поддержим их и мы. Это не сепаратизм. Это строительство идейной базы нет, не сепаратизма, термин больно негативный, а самоопределения Сибири.

Вот только зря автор отповеди одновременно с Путиным, которого он, кстати, очень метко и едко характеризует, не называя при этом по имени, упоминает и Медведева.

Повышая в должности г-на Толоконского, человека, все время «державшего фигу в кармане» против очевидно противной ему Единой России, Президент косвенно поддерживает в регионе противников этой «Единой».

А значит в определенной мере и автора цитированного яркого манифеста.

И это с нашей точки зрения правильно.

Россия или станет конфедерацией, или развалится. И Президент мягко старается с помощью определенной части элиты плавно, косвенными методами, руководить этим процессом по принципу советских замполитов: «Не можешь предотвратить, обязан возглавить!»

А пока звучат соответствующие слова из интеллектуального центра Сибири. И, что характерно, беспрепятственно расходятся по России.

Пётр Хомяков.
Folksland.net

http://folksland.net/m/articles/view/Si … -paradoksy

0

7

Жители Сибири записываются сибиряками

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=KCqt4Za2Wlc[/youtube]

Блоггеры призывают жителей Сибири записываться сибиряками.

Мурзилки Int. -- пародия «Сибирские морозы» (В. Кузьмин)

В России может появится новая национальность - сибиряк. Ввести её предложили участники Интернет-сообщества под соответсвующим названием "Настоящие сибиряки". Они намерены "разбудить" самосознание жителей Сибири и поставить власти перед фактом существования этого региона не только как "сырьевого придатка".

Для этого блоггеры предлагают обитателям России восточнее Уральских гор во время Всероссийской переписи называть себя "сибиряками" и "сибирячками". Организаторы акции полагают, что если удастся набрать критическую массу "сибиряков", то это даст возможность создать национальную общность и получить соответствующие преференции, например льготные условия для ведения бизнеса. Правда, в Росстате, узнав об акции, поспешили "разоблачить" её активистов и рассказали, что "сибиряк" - это не национальная принадлежность, и в официальном справочнике такого термина нет.

http://www.youtube.com/user/Murzilki

0

8

Сибирский сепаратизм как угроза целостности России
       
В современно  России сепаратизм имеет глубокие исторические корни. Сепаратизму подвержены не только национально-территориальные образования, такие как республики и автономии, но и такие субъекты Федерации, как область или край. Детонатором регионального сепаратизма являются внутренние противоречия, которые существуют в субъектах Федерации. Внутренняя конфликтность и напряженность отношений рождается ситуацией, когда регионам не выгодно и не нужно отделяться от центра, но в то же самое время они негативно относятся к этому центру, считая, что федеральная власть душит любую местную инициативу и мешает регионам реализовать свои возможности, самим использовать собственную ресурсную базу. Фактически в большинстве регионов России в начале XXI губернаторы превратились в некое подобие феодалов, контролирующих экономику, политику, а во многих случаях и правоохранительные органы.

Вечером 13 мая 2000 года был распространен указ президента РФ В.В.Путина, призванный положить начало реформе региональной политики. Согласно этому указу упразднялся прежний институт представителей президента в субъектах Федерации, и создавались 7 федеративных округов, в которые будут назначены новые полпреды. Административными центрами округов становятся Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск и Чита. Следующим шагом в сентябре 2004 года Путин «с целью усиления борьбы с терроризмом» объявил о намерении отменить выборы глав регионов. Вместе с предыдущим указом это фактически означало переход от федеративного к унитарному государственному устройству: территориальное представительство в Государственной думе было упразднено, половина членов Совета Федерации стали губернаторами, в свою очередь назначаемыми президентом. Эти инициативы президента, связанные с расширением полномочий центра по отношению к регионам и изменением избирательной системы, вызвали истерическую реакцию в западной прессе. Общее настроение огромного числа публикаций - разочарование Запада не только в президенте России, но и в стране и народе. Комментируя решение о реформировании власти в России, известный американский политолог З.Бжезинский в своей статье «США и Россия: Московский Муссолини» отмечает: «Важно сознавать, что для россиян Кремль больше, чем резиденция руководства. Это воплощение централизаторской традиции российской автократии. Это традиция, которая остерегается любой региональной автономии, любой подлинной децентрализации, традиция, которая порождает нервическое опасение, что политический плюрализм неизбежно приведет к распаду самой России. Этот образ мышления хорошо соотносился со сталинистскими принципами центрального планирования, подошел он и бюрократической ментальности КГБ, ценящей подозрительность и иерархическую дисциплину. Для воспитанников КГБ, таких, как г-н Путин, утверждение, что Россия должна управляться сверху вниз для того, чтобы быть «обильной и могучей», является аксиомой.»

Однако Путин был не похож на человека, который бы для удержания личной власти пошел бы на установление в стране автократии. Какая же причина побудила его одной из первых же своих реформ начать реформирование структуры власти? В одном из своих выступлений Путин назвал эту причину – региональный сепаратизм: « Ведь это вопиющий факт, когда – вдумайтесь в эту цифру – пятая часть принятых в регионах правовых актов противоречит основному закону страны. Когда Конституции республик и Уставы областей расходятся с Конституцией России, когда между российскими краями и областями устанавливаются торговые барьеры или того хуже – пограничные столбы. И это бывает.…Как показала жизнь, последствия таких нарушений катастрофичны. Из подобных, казалось бы, частных вопросов капля по капле вызревает сепаратизм, который подчас становится плацдармом для еще более опасного зла международного терроризма.»

В федеративной России сепаратизм имеет глубокие исторические корни. Сепаратизму подвержены не только национально-территориальные образования, такие как республики и автономии, но и такие субъекты Федерации, как область или край. Детонатором регионального сепаратизма являются внутренние противоречия, которые существуют в субъектах Федерации. Внутренняя конфликтность и напряженность отношений рождается ситуацией, когда регионам не выгодно и не нужно отделяться от центра, но в то же самое время они негативно относятся к этому центру, считая, что федеральная власть душит любую местную инициативу и мешает регионам реализовать свои возможности, самим использовать собственную ресурсную базу. Фактически в большинстве регионов России в начале XXI губернаторы превратились в некое подобие феодалов, контролирующих экономику, политику, а во многих случаях и правоохранительные органы. Так называемый административный ресурс, практически гарантирует переизбрание губернатора – вне зависимости от его успехов в деле обеспечения благосостояния жителей региона. С этим и не стал мириться президент, начав свои реформы. Политика центра способствовала консолидации региональных элит вокруг него. И хотя эта консолидация в значительной степени вынужденная, она политически действенна, является реальностью. Вне зависимости от того, что элиты формируются в очень разных регионах, с очень разной культурой, все они в данных условиях волей-неволей вынуждены играть по правилам, которые задаются в центре, поскольку им самим это выгодно и политически, и экономически. Лишь десять субъектов Федерации экономически самостоятельны и являются донорами для остальных. Федеральные дотации и есть тот пряник, с помощью которого определяется лояльность элит к центру. Все это вместе, конечно, и есть важный интегрирующий фактор. Но расслабятся рано. Хитрость дьявола заключается в том, что он убедил мир, в своей нереальности.

Несмотря на все официальные заявления о построении «вертикали власти» и ее централизации, призрак сепаратизма прежнему бродит по территории Российской Федерации, из разных уголков которой слышатся призывы к созданию независимых государств новгородцев, «кенигсбергцев», поморов, «тверичей» и прочих «угнетаемых народов». Если в начале 90-х особой популярностью идея отделения от Москвы пользовалась среди национальных республик, таких как, например, Татарстан, то в настоящее время сепаратистские движения стали заявлять о себе и в регионах, где преобладает большой частью русское население. Что говорить если даже во втором городе федерального значения Санкт-Петербурге начали слышаться призывы к созданию на территории Ленинградской области «Республики Ингерманландии». Для того чтобы разобраться в причинах российского сепаратизма в регионах, не представляющих национально-территориальные объединения, можно рассмотреть как пример сепаратизм в Сибири, который имеет достаточно богатую историю в плане борьбы с «колониальными властями».

Истоки сибирского сепаратизма следует искать в развитии общественно-политической мысли Сибири XIX века. Еще в первой половине XIX века среди немногочисленной сибирской интеллигенции получает распространение идея о колониальном статусе Сибири в составе Российской Империи. В связи с этим развивается мысль о том, что Сибирь должна повторить путь стран Латинской Америки и США, освободившись от «колониального гнета» и образовав новое независимое государство. Немалое влияние на формирование настроений местной интеллигенции оказали политические ссыльные, в особенности декабристы и польские повстанцы, которые видели в Сибири прообраз «новой Америки». Например, декабрист А. Е. Розен писал: «Сибири предстоит, может в своем роде назначение Северной Америки, куда также за политические и религиозные мнения волею и неволею переселились изгнанники и молитвою и трудами вызвали в новом мире все те блага, коих так долго, так тщетно еще ищет мир старый и опытный».

Постепенно в среде сибирской интеллигенции формируется новое общественно-политическое движение, которое отстаивало идеи независимого сибирского государства. Это движение получило название сибирского областничества.

В 1852 году в Казани оформляется землячество сибирских студентов университета и духовной академии. Как отмечает отечественный исследователь Анатолий Ремнев, студенты-сибиряки Казанского университета называли Сибирь не иначе как русской Америкой, полагая, что она, «рано или поздно, отделится от России». Другим важным центром развития идей сибирского сепаратизма становится земляческий кружок сибиряков в Санкт-Петербурге. Именно здесь начинают свою деятельность главные идеологи сибирского областничества Н.М. Ядринцев и Г.Н. Потанин.

Идею независимости Сибири разделял знаменитый русский революционер А. И. Герцен. В 1862 г. в обращении «Русским офицерам в Польше» А. И. Герцен писал: «Мы признаем не только за каждой народностью, выделявшейся от других и имеющей естественные границы, право на самобытность, но за каждым географическим положением. Если бы Сибирь завтра отделилась от России, мы первыми приветствовали бы ее новую жизнь». Такого же мнения придерживался и ближайший друг А.И. Герцена - Н. П. Огарев, который в своей статье «Современная Россия и ее развитие» отмечал: «Сибири в будущем суждено сыграть по отношению к европейской части России ту же роль, которую играют Соединенные Штаты по отношению к Англии, то есть пойти путем самостоятельного развития».

В 1863 году один из членов сибирского земляческого кружка в Санкт-Петербурге, иркутский купец С.С. Попов пишет прокламацию «Патриотам Сибири», которую в дальнейшем редактируют и публикуют под названием «Сибирским патриотам» Н.М. Ядринцев и С.С. Шашков. В прокламации отмечалось, что Сибирь «должна отделиться от России во имя блага своего народа, создавши свое государство на началах народного самоуправления. Демократический состав общества особенно благоприятствует Сибири создать республику, состоящую из штатов, подобно Америке». Для реализации этой идеи сибирским патриотам предлагалось «сближаться преданным людям страны, не показывая вида и цели вашего сближения, деятельной пропагандой увеличивайте свою партию, заводите сношения с другими городами, деревнями и приисками. Устраивайте тайные типографии и литографии для свободного слова. Собирайте деньги на революционное цели». Заканчивалась же прокламация следующими словами: «Идемте же! Не страшитесь ни пыток, ни казней! На святое дело освобождения с криком: да здравствует независимость Сибири! Да здравствует свободный наш народ! Да здравствует наше славное будущее!» Оба варианта прокламации стали распространяться среди студентов-сибиряков. С целью пропаганды своих идей Потанин и Ядринцев, а также ряд радикально настроенных сибирских областников возвращаются в Сибирь.

Идея борьбы за независимость Сибири нашла поддержку и со стороны польских политических ссыльных, которых после подавления Варшавского восстания 1863 года в массовом порядке ссылали в Сибирь. Кроме того, некоторые русские революционеры планировали организовать восстание в Сибири с целью борьбы с «царизмом». В частности один из создателей «Земли и воли» Н. А. Серно-Соловьевич от имени своего кружка установил связи с польскими ссыльными для подготовки к совместному выступлению против правительственных войск. По их замыслу всеобщее восстание политических ссыльных в Сибири и сибирских революционных сил должно было завершиться созданием сибирской республики с названием «Свободославия» во главе с Временным правительством, куда должны были войти такие известные революционеры, как Н. Г. Чернышевский, Н. А. Серно-Соловьевич, М. И. Михайлов и Ю. Огрызко. Новообразованная Сибирская республика в дальнейшем должна была начать революционную войну за освобождение Европейской России и Польши от «гнета царизма». В июне 1866 году ссыльные поляки поднимают восстание в Прибайкалье, однако правительственным войскам удается в короткие сроки его поддавить. Попытка развернуть широкомасштабное революционное движение терпит крах.

За год до этого происходит другое важное событие, которое наносит серьезный удар по движению сибирских областников. 21 мая 1865 года дежурный офицер Сибирского кадетского корпуса, которые располагался в Омске, находит при случайном обыске у одного из воспитанников прокламацию «Патриотам Сибири», после чего начинается следствие и производятся аресты сибирских областников и их главных идеологов Г.Н. Потанина и Н.М. Ядринцева. Всего по делу о «заговоре сибирских сепаратистов об отделении Сибири от России и образование республики подобно Североамериканским Соединенным Штатам» было арестовано 44 человека. Для рассмотрения дела создается специальная следственная комиссия. На допросах Григорий Николаевич Потанин заявил: «Деятельность моя заключалась только в следующем: в воспитании в сибирском юношестве местного патриотизма посредством идеи о будущем Сибири как независимой республики и в разработке этой же идеи в литературе и науке». В подготовленной III Отделением записке от 21 февраля 1866 года о политических настроениях сибиряков отмечалось: «Открытые в Сибири заговорщики имели целью распространение нигилизма и отделение Сибири, корни их заговора пущены глубоко; в нем участвуют служащие по Министерству народного просвещения чиновники, даже купечество и золотопромышленники...».

Спустя три года 18 февраля 1868 года Н.М.Ядринцев был приговорен к лишению всех прав состояния, к ссылке и 12 годам каторжных работ, а 19 апреля 1868 года Сенат выносит приговор Г.Н. Потанину - пять лет каторжных работ. Остальные областники также понесли наказание в виде ссылки.

Областники пересмотрели цели и методы своей деятельности. Основной задачей для них стала борьба за экономическую автономию Сибири и устранение отношений  колониального типа между Москвой и Зауральем. Посредством публикаций своих статей в местной печати областники хотели привлечь внимание властей к проблемам сибиряков и добиться улучшения их жизни. Кроме того, областники внесли неоценимый вклад в научное изучение Центральной Азии и Сибири. Так, Н.М. Ядринцев выступил одним из инициаторов создания в Омске Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества, собрал уникальные материалы по этнографии Алтая, а Г. Н.Потанин совершил несколько научных экспедиций в Горный Алтай, Северо-Западную Монголию, в Туву и Тибет.         

В своих работах областники развивали идею о том, что в Сибири сложился особый народ – сибиряки, который значительно отличается от жителей Европейской России. По мнению областников, отсутствие крепостного права и суровые климатические условия развили в сибиряках предприимчивый, независимый и твердый характер. Сибирь осваивалась наиболее активной частью российского общества – казаками, промышленниками, купцами и теми крестьянами, которые не побоялись оставить родные места ради поиска лучшей доли за Уралом. С другой стороны, как отмечали областники, немалую часть населения Сибири составляют ссыльные и различные авантюристы, которые отрицательные влияли на нравы сибиряков. Такой разнородный состав населения не мог не оставить отпечаток на менталитете сибиряков. Областники в своих трудах делали акцент на отличиях между русскими и сибиряками. Ядринцев в своей книге «Сибирь как колония» писал: «Сибиряк не задумывается и не подозревает своего кровного родства с коренным русским человеком; напротив, он считает себя русским, а на русского поселенца смотрит как на совершенно чуждого ему человека и сомневается в его русской национальности». Кроме того, те, кто путешествовал по Сибири, также отмечали некоторые различия между сибиряками и жителями европейской части России. Например, основоположник русской школы геологической картографии Георг фон Гельмерсен: «Обитатели Барабы (степь Тобольской губернии) – прекрасная сильная раса ...> < отчасти потомки ссыльных, показывают чувство собственного достоинства и сознания силы. Они нас с первого же раза убедили в справедливости мнения, что сибиряки Европейскую Россию и русских принимают за чужеземщину или иностранцев> … <Если сибиряк русскому, который посещает его гостеприимный дом, говорит дружелюбно «милостивый государь, вы российский», то этим он не хочет сказать, что вы земляк, а, напротив, хочет этим обозначить противоположность себе как сибиряку». Причины отличий «европейских русских» от «сибирской народности» областники видели в относительной географической удаленности Сибири от Европейской части России, что позволяло им делать вывод о «колониальном положении» Сибири и формирование нового народа – сибиряков, которые являются потомками русских колонистов. Ядринцев в своей книге отмечает: «Брюссер (имеется в виду известный бельгийский этнограф 19 века Шарль Эттьен Брассёр де Бурбур - прим.), известный своею наблюдательностью и обширным изучением свидетельствует о значительных изменениях типа англичан в Америке в тип янки… Нет сомнения, что в этом отношении русские колонизаторы Сибири не могли составлять исключения из общего правила».

В начале XX века в связи с ростом революционных настроений в России областническое движение получило новый импульс. В 1905 году по инициативе областников, эсеров и кадетов создается Сибирский областной союз, а также выдвигается идея учреждения Сибирской Областной Думы, в ведение которой должны находиться все местные дела. Идеи политической независимости вновь приобретает популярность среди областников. Так, в марте 1907 в Чите распространяется прокламация «Сибиряки!» за подписью некой «Партии сибирской независимости», которая заканчивается призывом: «... Мы зовем всех, кому дорога Родина, под наши знамена борцов за идею Сибирской независимости».

События февраля 1917 года дали шанс областникам воплотить свои идеи в жизнь. В это время встает вопрос о том, кто будет обладать реальной властью в Сибири. В мае 1917 года Томское губернское народное собрание принимает резолюцию о созыве общесибирского съезда для обсуждения вопросов организации и избрания Сибирской областной думы. Вскоре на областническом съезде в Иркутске был впервые заслушан доклад И. И. Серебренникова «Об автономии Сибири». А уже 2 августа 1917 года в Томске собирается Конференция общественных организаций Сибири, которая принимает постановление об автономном устройстве Сибири. 5 августа 1917 г. созванная конференция утвердила проект сибирского флага, разработанный одним из делегатов П. А. Казанцевем: «Национальный Сибирский флаг представляет собою сочетание 2-х цветов: белого и зеленого. Белый цвет означает снега Сибирские, зеленый — Сибирскую тайгу. По форме флаг является прямоугольником, который диагональю, соединяющей левый верхний угол с правым нижним разделяется на две части, причем верхняя часть зеленая, нижняя белая».

С 6 по 17 октября 1917 года в Томске собрался Первый Сибирский областной съезд, который избрал Сибирский областной совет и принял решение о том, что Сибирь должна обладать всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти, иметь Сибирскую областную думу и кабинет министров. В связи с октябрьским переворотом 6 декабря 1917 года созывается в Томске «чрезвычайный сибирский съезд». Областники вместе с эсерами выступили против захвата власти большевиками. Г. Н. Потанин потребовал немедленного разрыва с большевиками и развертывания борьбы с ними, после чего Сибирский областной совет стал бороться не за автономность, а против большевиков. 20 января 1918 года начала свою работу Сибирская областная дума, состоявшая из областников - эсеров, представителей коренных народов Сибири (бурятов, киргизов, якутов) и переселенцев (поляков, немцев, украинцев). Но уже 26 января 1918 года большевики под руководством председателя Томского городского совета рабочих и солдатских депутатов Николай Яковлев распустили Думу, арестовав 20 депутатов. Оставшиеся на свободе депутаты Сибирской областной думы, на следующий день образовали Временное Сибирское правительство.

4 июля 1918 года (для сравнения: Декларация независимости США также принята 4 июля - прим.) в Омске Временное Сибирское правительство приняло «Декларацию о государственной самостоятельности Сибири». Однако идеи областнического движения вызвали неприятие со стороны адмирала Колчака, который был сторонником территориальной целостности России. После разгрома белового движения в Сибири различные областнические организации прекратили свое существование. Большевики не забыли антисоветских выступлений областников и большинству «сибирских патриотов» пришлось бежать из страны. В условиях красного террора выступления областников были обречены на поражения. Однако новые власти стали более внимательно относится к интересам местного населения и его проблемам. В годы советской власти были созданы автономии для коренных народов Сибири, а также развивалась инфраструктура, которая способствовала укреплению связей европейской части страны с её восточными окраинами.

В начале 90-х годов в условиях распада СССР активизируются сепаратистские тенденции во многих регионах Россия. Тезис Б.Н. Ельцина «берите суверенитета сколько хотите» стал для некоторых глав субъектов Российской Федерации руководством к действию. В прессе активно обсуждались возможности возникновения Уральской республики, независимого Татарстана, Башкирии и т.д. В сибирских регионах также стали обсуждаться вопросы об автономном и даже независимом статусе Сибири. Стоит отметить, тот факт, что идеи областничества стали возрождаться среди сибиряков период нарастающего кризиса советского государства. В конце 1989 г. по инициативе Союза содействия революционной перестройки г.Томска был создан комитет «Сибирь». Весной 1990 г. Комитет выпускает обращение «К вопросу о конфедерации Сибирских земель», в котором его члены выступили за формирование широкого демократического движения, ставящего своей целью создание Конфедерации Сибирских земель для «разумной» децентрализации и «преодоления сверхцентрализации, которая губит все ценное на местах». По мнению членов Комитета «Сибирь», Конфедерация Сибирских земель должна быть со своей общей валютой и рынком, а финансовые средства Конфедерации должны складываться из целевых взносов земель. Решения приниматься должны на основе консенсуса всех земель. В качестве практических задач в целях создания Конфедерации Сибирских земель Комитет определял формирование общесибирских органов управления; передачу всех природных богатств в собственность новых территориальных формирований («земель»), получивших право на самоопределение и добровольно вошедших в Конфедерацию.

Члены Комитета также обсуждали возможность создания массового движения «За независимую Сибирь» под лозунгом «Жить на богатой земле и влачить жалкое существование - невыносимо и позорно!».

Основными формами работы Комитета стали лекционная деятельность, организация дискуссий, «круглых столов», митингов и пикетирования органов власти, сбор подписей.

1 июля 1990 по инициативе комитета «Сибирь» прошла конференция, в работе которой приняли участие представители практически всех областей и краев Сибири. Конференция была созвана с целью учреждения нового общественного движения - «Союза объединения Сибири». Также на конференции была принята декларация, в которой учредители Союза определи основные задачи нового движения: «1. Добиваться суверенитета Сибири и создания действенных органов общесибирского самоуправления, в том числе Сибирского земельного парламента и правительства на основе качественного обновления местных Советов и в условиях реальной многопартийности». 2. «Формировать общесибирский рынок на основе приватизации предприятий <...> переориентация экономики на ускоренное развитие собственных перерабатывающих отраслей в промышленности<...>выбор крестьянами формы собственности». 3. «Возрождать культуру народов Сибири». 4. «Ориентироваться на защиту и восстановление природной среды...»

В это же время в Томске по инициативе немногочисленной группы писателей и политиков была создана Партия независимости Сибири (ПНС), которую возглавил депутат Томского областного совета Борис Перов. Руководство ПНС разрабатывала основные положения Декларации сибирской независимости: провозглашение самостоятельной Сибирской республики; запрет иностранного участия в освоении природных ресурсов края; запрет приватизации; депортация из Сибири всех заключенных и ссыльных, живших до заключения в других регионах страны; возмещение Сибири ущерба, нанесенного «империей». В качестве инструмента достижения этих целей ПНС рассматривала Всесибирский съезд народных депутатов. 28 апреля 1992 года на заседании Томского областного совета лидер ПНС Борис Перов заявил, что сибирский народ имеет полное право упразднить «колониальные структуры власти» и создать собственные органы управления. Перов также отметил, что ПНС поддержит любые акты гражданского неповиновения, направленные против российских «приказчиков», через которых «все кому не лень расхищают сибирское добро». Однако данная партия просуществовала недолго, уже в январе 1993 года ПНС объявила о самороспуске.

В 1998 году была образована Освободительная Армия Сибири (в 2000 году сотрудники ФСБ выразили свое опасение названием организации, и она была переименована в Областническую Альтернативу Сибири – прим.), которую возглавил иркутский публицист Михаил Кулехов. Главной задачей ОАС стало возрождение идей сибирского областничества. Лидер ОАС Кулехов так охарактеризовал деятельность своей организации: «Мы не призываем к вооруженной борьбе, партизанщине и тому подобному. Боремся пока в рамках действующего законодательства. Статья 3-я Конституции РФ говорит: «Народ является единственным источником власти». Другая статья — что международные договоры и соглашения имеют приоритет перед национальным законодательством. А ведь существует резолюция Генеральной ассамблеи ООН №1514 о самоопределении колониально зависимых стран и народов. Сибирь как колония России имеет право на самоопределение вплоть до отделения».

С 2002 года ОАС сотрудничает с газетой «Байкальские вести», которая стала активно популяризовать идеи областников.

У Кулехова и других членов ОАС существует несколько доводов в пользу создания независимого Сибирского государства.

Во-первых, Кулехов как и областники 19 века развивает мысль о том, что за 400 лет колонизации на территории Сибири возник новый народ – сибиряки, которые отличаются от жителей Европейской части России. «Одно из основных отличий сибиряка от россиянина – отмечает в одной из своих статей Кулехов, — его, сибиряка, беспредельный индивидуализм. Впрочем, еще более в этом смысле сибиряк отличается и от европейца: тот любит поговорить о своем индивидуализме — на деле же вряд ли на свете найдутся большие коллективисты, чем европейцы, от века в век объединенные во всевозможные общины, гильдии, сословия. Сибиряк вечно себе на уме, критичен и недоверчив ко всему услышанному, верит только в себя… в общем, понятно, что осознание сибиряками своей особости было всегда. Оно временами затухает, временами обостряется, но сибиряк всегда осознает себя в той или иной степени «иным», нежели россиянин».

Кроме того, областники утверждают, что отличия сибиряков от «европейских русских» заключаются не только в особенностях «сибирского характера», но в религиозном сознании. Если большинство русских придерживаются православного вероисповедания, в то время как сибиряки, живя рядом вместе с коренными народами, восприняли их обычаи и верования. Таким образом, в Сибири произошло смешение буддизма, местных верований и православия. Стало распространенным явлением, когда некоторые сибиряки в случае болезни обращаются к буддийским ламам или местным шаманам.

Во-вторых, по мнению областников, Сибирь экономически больше связана с Азией, чем с Европейской частью России. Идет активная трансграничная торговля с Китаем, на улицах сибирских городов намного чаще можно встретить японские иномарки, нежели автомобили отечественного производства.

В-третьих, современные последователи Ядринцева указывают на «колониальный статус» Сибири и на несправедливое распределение финансовых средств между федеральными и местными властями. Газета «Байкальские вести», которая стала «рупором» областников, отмечает: «Практически весь российский бюджет делается в Москве из нефти, газа, металлов и прочих «полуфабрикатов» исключительно сибирского происхождения. И потому, оттеснив европейских провинциалов на периферию, в жизни РФ участвуют только две «нации» - москвичи и сибиряки. У первых, как известно, 80 процентов всех денег страны, у вторых - 80 процентов ее природных богатств. Процесс жизнедеятельности прост как у амебы: кончатся московские деньги - продадим сибирские богатства, и будем снова с деньгами (которые лица московской национальности очень даже справедливо и пропорционально разделят на всех нас...)».

Нельзя не отметить, что ОАС насчитывает около 30 человек, что свидетельствует об отсутствии массовой поддержки идеи данной организации у местного населения.

Некоторые политические объединения используют идеи областничества, чтобы привлечь к себе внимание избирателей. Так, в 2004 году во время выборов в Законодательное собрание Иркутской области в программных заявлении избирательного блока «За Родное Приангарье!» говорилось: «Какой выбор сегодня предлагается избирателям? Выбор между послушными филиалами московских партий?..

У нас, сибиряков, - пенсионеров и предпринимателей, учителей и офицеров, - есть общие враги. Это те, кто вывозит заработанный в Сибири капитал за её пределы - как правило, за границу. Это те, кто не платит налогов, кто загрязняет нашу природу: Наша сибирская земля велика и обильна. Пора вернуть эту землю себе!»

Деятельность современных областников не ограничивается только публикациями статей с жалобами на «колониальный гнет» и пикетированиями органов власти. Некоторые приверженцы идей Ядринцева и Потанина решили дальше развивать принципы областничества и постепенно пришли к выводу, что если есть народ «сибиряки» значит должен быть у этого народа и свой язык – «сибирский». В апреле 2005 года житель Томска Ярослав Золотарев решил приступить к созданию «сибирского языка». Перед тем как начать «составление» нового языка Золотарев оставил запись в своем блоге: «Общеизвестно, что современный украинский — это южнорусская грамматика плюс польские корни. Не думаю, что будет сложно сконструировать сибирский язык, залив в чалдонскую диалектную грамматику нужное количество татарских корней, вплоть до непонимания сибирского языка европейскими русскими». Вскоре Золотарев нашел единомышленников, которые помогали ему популяризировать «сибирский язык». В Интернете был даже открыт сайт о «сибирском языке», на котором можно найти «грамматику сибирского языка» и даже «русско-сибирский словарь». Кроме того, на «сибирский язык» стали переводится и известные произведения мировой литературы, такие как «Гамлет» В. Шекспира, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина и т.д.

В октябре 2006 года на «сибирском языке» был даже открыт раздел в Википедии («Сиби?рска Википеддя»). К январю 2007 года за счет статей, созданных ботами, вышел на 66-е место с 6924 статьями, опережая многие живые языки — африкаанс, узбекский, белорусский и т. д. Участники «сибирской» Википедии занимались переложением различных текстов, в основном лингвистической и религиозной тематики, на «сибирский язык». Однако данный раздел просуществовал всего год и после активной дискуссии на сайте «Википедии» раздел на «сибирском языке» был закрыт.

Большинство российских аналитиков и экспертов утверждают, что сибирский сепаратизм не представляет собой серьезной угрозы национальной безопасности России. Опросы общественного мнения показывают, что большая часть жителей Сибири не хотят отделения от России и создания сибирского государства. Многие сибиряки даже никогда не слышали ни про современные областнические организации типа ОАС, ни про «сибирский язык». Развитие идей об особой «сибирской нации» и необходимости создания независимого сибирского государства всегда было уделом узкого круга представителей сибирской интеллигенции и не находило широкой народной поддержки. Но если сегодня такой угрозы как сибирский сепаратизм не существует, то нельзя гарантировать, что движение за независимость Сибири не приобретет массовый характер в долгосрочной перспективе. Еще 200 лет назад проблема украинского сепаратизма и национализма могла для российских властей показаться надуманной и несерьезной. Однако в настоящее время существует независимое государство Украина, со своей историей, культурой и языком. Под воздействием внутренних и внешних факторов на территории Украины за довольно короткий промежуток времени были созданы условия для формирования украинской нации и государственности. Сибирские областники в XIX веке развивали идею «сибирской нации», а сегодня уже предпринимаются попытки искусственным путем создать «сибирский язык». Таким образом, проблема «сибирского сепаратизма» может стать миной замедленного действия. При этом возможность вмешательства со стороны внешних сил несет в себе особую опасность. Сибирь с ее огромным ресурсным потенциалом всегда привлекала к себе внимание иностранных держав. Достаточно вспомнить довольно известное высказывание бывшего госсекретаря США К. Райс о том, что «Сибирь слишком большая и не может принадлежать лишь одному государству». На востоке соседями России являются Китай, Япония и США, которые относятся к тройке ведущих государств мира. Не исключено, что в будущем какое-либо из этих государств не упустит возможности поддержать движение «сибирских сепаратистов» с целью приобретения контроля над ресурсами Сибири.

В одном из своих выступлений В. Путин заявил, что «стратегия развития Сибири неэффективна, регион по-прежнему зависит от дотаций федерального центра». Но при этом в Сибири и на Дальнем Востоке добывается практически весь газ России, почти вся российская нефть. Здесь сосредоточена основная база российской черной и цветной металлургии, которая является третьим по величине, после нефтяной и газовой отраслей, наполнителем федерального бюджета. Более того, в последние годы Сибирь демонстрирует более динамичное развитие обрабатывающих отраслей, сельского хозяйства, науки, чем многие регионы, расположенные в западной части страны. Именно этот аргумент и есть основной козырь в руках сепаратистов. Назрела реформа взаимоотношений и распределения полномочий между регионами и центром, перераспределения финансовых потоков и внятная государственная политика по их развитию. В последнее время в этом направлении делается множество шагов. Правительством РФ было принято ряд программных документов по перспективному развитию регионов Сибири и Дальнего Востока. Подкрепляются программы и дополнительным финансированием стратегических проектов, важных для развития регионов. Центр начинает понимать, что единственным действенным способом борьбы с местным сепаратизмом является социально-экономическое развитие регионов, повышение благосостояния граждан, создание новых рабочих мест и условий для миграции трудовых ресурсов из депрессивных регионов страны. Однако пока что многие меры носят декларативный характер. Остается проблемой и чиновничий бюрократический саботаж принятых решений на федеральном уровне. Да и сами региональные власти порой не готовы к глобальным переменам, а значит и к ответственности за происходящее сейчас и в будущем. Но главный положительный фактор всего происходящего заключается в том, что процесс пошел, и он не обратим. Не только богатство России будет прирастать Сибирью, но и единство российских земель будет зависеть от благосостояния Сибири.

Кирилл Хандогин для "Хвилі"

--------------------------------------------------------------------------------

Збигнев Бжезинский США И Россия: Московский Муссолини //
http://www.vedomosti.ru/newspaper/artic … 9/21/81091

Дикий ангел революции //
http://www.kommersant.ru/doc-rss.aspx?DocsID=16930

Ядринцев Н. М. Сибирь как колония. Новосибирск, - 2003 – С.502

А.Ремнев Призрак сепаратизма //
http://www.istrodina.com/rodina_articul … 3&n=15

Шиловский М.В."Полнейшая самоотверженная преданность науке": Г. Н. Потанин. Биографический очерк. //
http://history.nsc.ru/kapital/project/p … index.html

См.: Там же.

Независимость Сибири //
http://region.krasu.ru/node/336

В. Зеленский Великий радетель Сибири //
http://magazines.russ.ru/sib/2008/1/ze8.html

90-я годовщина Сибирской независимости //
http://gorod.tomsk.ru/index-1216257198.php

А.Ремнев Призрак сепаратизма //
http://www.istrodina.com/rodina_articul … 3&n=15

Ядринцев Николай Михайлович //
http://oblastnichestvo.lib.tomsk.ru/page.php?id=9

Ядринцев Н. М. Сибирь как колония. Новосибирск, - 2003 – С.108

Ядринцев Н. М. Сибирь как колония. Новосибирск, - 2003 – С.108

См.: Там же.

Хроника областнического движения в Сибири (1852-1919) //
http://oblastnichestvo.lib.tomsk.ru/page.php?id=80

Журавлев В. В. Государственная символика «белой» Сибири. //
http://www.zaimka.ru/white/zhuravlev2.shtml

Шиловский М. В. Декабрьский (1917 г.) чрезвычайный областной съезд //
http://www.zaimka.ru/power/shilovski4.shtml

Межрегиональные организации и движения //
http://www.nasledie.ru/oborg/2_16/t1/07.htm

См.: Там же.

Межрегиональные организации и движения // http://www.nasledie.ru/oborg/2_16/t1/07.htm

Сибирская идея //
http://www.sapa.sib.ru/kafedra/Polit/st1_may.doc

Приморье: чуть-чуть не возникло корейское государство //
http://www.kommersant.ru/doc-rss.aspx?DocsID=4565

Виталий Камышев Доживет ли Российская Федерация до 2014 года? Статья первая //
http://www.apn.ru/publications/article17435.htm

Сибирское областничество сегодня: вести с Байкальского фронта //
http://news.babr.ru/?IDE=38415

Михаил Кулехов, Россия и Сибирь: союз или развод? //
http://www.apn.ru/publications/article18447.htm

Соединенные Штаты Сибири //
http://news.babr.ru/?IDE=17887

Сибирский сепаратизм: миф или реальность? //
http://www.novopol.ru/text6799.html

П.Фаворов Маршал говоров //
http://www.bg.ru/article/6539/

Сибирь может уйти из-под влияния федерального центра //
http://www.kreml.org/opinions/ 116713304?mode=print   

"Хвиля"
http://hvylya.org/index.php?option=com_ … ;Itemid=10

0

9

0

10

Если будет слишком много сибиряков, я думаю что данные немножко изменют , согласно старинной российской традиции

0

11

Нет, не будет много :(  Флеш-моб не сильно то удался, судя по местным сибирским форумам :disappointed:  :smoke:

0

12

http://a.yfrog.com/img839/8106/sibir2.jpg
Отсюда: http://community.livejournal.com/sibsovet/5330.html

0

13

Как отделялась Сибирь

История сибирского сепаратизма с XVIII века

XVIII век

В 1721 году в Санкт-Петербурге в присутствии Петра I был повешен первый губернатор Сибири князь Матвей Гагарин. В назидание другим его тело на семь месяцев оставили висеть на площади перед Биржей. Официальные судебные документы свидетельствуют, что причиной государева гнева стало казнокрадство и родственный протекционизм. Другую версию изложил шведский географ Филипп Страленберг, 13 лет проживший в Тобольске, а вслед за ним и российский историк Петр Словцов в книге «Историческое обозрение Сибири» (1838): якобы «Гагарин злоумышлял отделиться от России, потому что верно им водворены в Тобольске вызванные оружейники и началось делание пороха». В том, что еще в 1719 году князь Матвей тайно объявил о грядущем отделении Сибири от России, после многодневных  пыток якобы сознались и некоторые из приближенных губернатора.

Середина XIX века

В Санкт-Петербурге образуется землячество сибиряков, в деятельности которого активно участвуют главные идеологи отделения Сибири от России Николай Ядринцев, Григорий Потанин и Серафим Шашков. Идею сепаратизма поддерживают Герцен и Огарев. В 1863 году Ядринцев и Шашков публикуют прокламацию «Сибирским патриотам», в которой говорится, что Сибирь «должна отделиться от России во имя блага своего народа, создавши свое государство на началах народного самоуправления. Демократический состав общества осо­бенно благоприятствует Сибири создать респуб­лику, состоящую из штатов, подобно Америке». Однако уже в 1865 году по «делу сибирских сепаратистов» начинаются аресты — Ядринцева, Потанина и других приговаривают к каторге.

Начало ХХ века

Революционные настроения порождают новую волну сепаратизма. В мае 1917 года в Иркутске проходит собрание областников-автоно­мистов, а в августе Конференция общественных организаций Сибири принимает постановление об автономном устройстве региона. Делегаты утверждают проект сибирского флага — бело-зеленое полотно символизирует снег и тайгу.

В течение 1917 года сибирские сепаратисты избирают областной совет, начинают работать над созданием независимой судебной и административной системы, но оказываются меж двух огней. Они, с одной стороны, отказываются от сотрудничества с большевиками (и те разгоняют Сибирскую областную думу, а 20 депутатов арестовывают), с другой — к идеям сепаратизма негативно относится и адмирал Колчак. Поэтому «Декларация о государственной самостоятельности Сибири», принятая Временным Сибирским правительством, так декларацией и остается. С окончательным утверждением советской власти те из сепаратистов, кто не бежал из страны, были расстреляны или отправлены в лагеря.

Конец ХХ – начало ХХI века

В 1989 году в Томске создается комитет «Сибирь», который ставит целью создание суверенной Конфедерации Сибирских земель. Развал СССР только усиливает центробежные тенденции. В том же Томске появляется Партия независимости Сибири (ПНС). Ее лидер, местный депутат Борис Перов, публично заявляет, что «колониальные структуры власти» должны быть упразднены. Предлагается принять декларацию о независимости Сибири и признать ПНС «высшим органом государственной власти в Сибири на переходный период».

Неожиданную поддержку оказывает сепаратистам местная номенклатура. Региональные лидеры во главе с председателем Новосибирского облсовета Виталием Мухой создают межрегиональную ассоциацию «Сибирское соглашение». В августе 1993 года на сессии Новосибирского обл­совета звучит предло­жение сделать ассоциацию координационным центром для создания Сибирской республики.

В июне 1993 года председатель Красноярского краевого совета депутатов Вячеслав Новиков заявляет по местному радио, что приложит все усилия, чтобы сделать Красноярский край суверенным государством — Енисейской республикой.

Но постепенно эта волна борьбы за независимость сходит на нет. Организации вроде комитета «Сибирь» и ПНС прекратили свое существование из-за раздора среди лидеров, а конец номенклатурному сепаратизму положил ввод войск в Чечню.

«Русский репортер» №7 (185)
Expert.ru

http://expert.ru/russian_reporter/2011/ … las-sibir/

0

14

Гражданин Сибири

Страшилки на тему отделения Сибири от России все популярнее, но чем дальше на восток, тем меньше веры в «китайскую угрозу». Эксперты сходятся во мнении, что если кто и захочет в обозримом будущем отнять у России Сибирь, то это будут сами сибиряки. На востоке уже выросло целое поколение людей, которые Москвы никогда не видели и мало что хорошего о ней слышали. А по итогам последней переписи населения слово «сибиряк» в графе «Национальность» побило все рекорды. Корреспондент «РР» побывал в опорных городах региона и своими глазами увидел, как формируется угроза, которая через 5–10 лет может заявить о себе погромче Кавказа

Их реально много!

— А что, действительно можно было сибиряком записаться? Что ж мне раньше-то никто не сказал? Я себе всю голову сломал, пока решил, кто я: русский или татарин.

Новосибирский студент Алексей Касимов во время переписи все-таки записался русским, хотя формально русский он только наполовину, по материнской линии. С отцовской стороны в родне исключительно татары. С Алексеем мы беседуем в небольшом кафе рядом с автозаправочной станцией с символичным названием «Надежда России».

— Конечно, я сибиряк, — радуется найденному наконец правильному слову Касимов. — Да! Не русский, не татарин, а сибиряк. Это прикольно!

«Приколистов» вроде Алексея в Сибири оказалось настолько много, что это уже не смешно. Официальные результаты переписи еще не озвучены, но сотрудники региональных управлений Росстата уже не скрывают, что сибиряками записалось внушительное количество жителей Тюмени, Омска, Новосибирска, Кемерова, Красноярска, Иркутска, Барнаула, Якутска. Как заметил в не­официальной беседе сотрудник красноярского Росстата, национальность «сибиряк» — это уже «не статистическая погрешность или “шутка юмора” вроде эльфов, орков и атлантов, а медицинский факт».

— Во время прошлой переписи большинство этих людей считали себя русскими. А спустя всего восемь лет они стали сибиряками, — говорит статистик и шепотом добавляет: — Их реально много! А если бы переписчики работали как положено, то было бы еще больше. Многие ведь вообще никуда не ходили, а заполняли анкеты, пользуясь данными из домовых книг. Вот у них вообще никаких сибиряков не было: либо русский, либо прочерк.

Показательно, что изначально идея записаться «сибиряками» родилась в интернете и многими воспринималась как очередной флешмоб продвинутой молодежи, но неожиданно для инициаторов быстро вышла за рамки виртуального пространства и начала овладевать массами. Накануне переписи государственные СМИ многих сибирских территорий потратили массу эфирного времени и газетных полос, чтобы объяснить населению, что никаких сибиряков нет, а есть русские, украинцы, татары, евреи и далее по списку. Судя по предварительным данным переписи, на украинцев, татар, евреев «и далее по списку» пропаганда подействовала, а вот многие из тех, кого принято считать этническими русскими, все-таки предпочли записаться сибиряками.

— Я ощущаю себя сибиряком, — говорит красноярский блогер Александр Коновалов. — Я много ездил по России и понял, что мы другие. Это сложно объяснить, но это так. Я вообще считаю, что мы не знаем, кто такие русские. За время советской власти мы потеряли русскую культуру и стали «советским народом». Сегодня русский — это какая-то абстракция. Даже страна у нас Россия, а не Русь. Сибиряк — это более конкретно. Когда я жил в Индии, меня часто спрашивали, почему я не похож на других русских, которые были там. И мне было проще всего сказать, что я — сибиряк, а они — москвичи. Тогда у индийцев не оставалось вопросов. Имидж русских и в стране, и за границей очень плохой. Но на сибиряков он не распространяется. Наверное, со стороны заметно, что мы все-таки разные.

Александр Коновалов считается родоначальником акции «Мы — сибиряки!». Он первым высказал то, что уже давно витало в морозном сибирском воздухе. Тем не менее сепаратистом он себя не считает и говорит, что массовое явление сибиряков переписчикам — это не призыв отделяться от России, а попытка привлечь внимание федеральной власти к полуколониальному положению территорий, расположенных за Уральским хребтом.

— Митинги сегодня фактически запрещены, и перепись стала единственной общенациональной возможностью выразить протест, — объясняет Коновалов.

— У нас люди более обиженные, чем на том же Кавказе, который сейчас заливают бюджетными деньгами. Кавказ — он ведь почти ничего не производит, чего обижаться? А здесь все понимают, что центр живет за наш счет. Я считаю, что стране нужно вернуть реальный федерализм и провести децентрализацию, оживить местную жизнь. Тогда и обид никаких не будет. А что касается отделения от Москвы… Я против, потому что у нас тут элементарно некому руководить.

Сибиряки не курят

Небольшой город Канск. Триста километров от Красноярска. Обшарпанные дома, убитые дороги, мрачные люди. Сибирские города, за исключением, пожалуй, Красноярска, Новосибирска и Омска, сегодня очень похожи: большинство предприятий закрыто, а те, что еще работают, принадлежат москвичам и зарегистрированы в лучшем случае в Петербурге, а в худшем — на Кипре или Виргинских островах. Местные дела владельцев градообразующих заводов, фабрик и шахт практически не интересуют. К территориям относятся просто как к производственным площадкам.

Из новостроек в Канске пара жилых домов и собственная Триумфальная арка. Ее непонятно зачем построил мэр. Других следов его деятельности в городе не видно. Главное событие — ежегодный Канский кинофестиваль, всероссийский смотр авангардного видео, который осенью организовывают люди из Питера. Это единственная культурная связь сибиряков с остальной Россией.

— Город наш считается неперспективным, — объясняет местный предприниматель Олег Черноморский. — Хлопчатобумажная фабрика давно закрыта, воинскую часть расформировали. Раньше местные занимались лесом, но сегодня леса принадлежат москвичам. Так что мы можем на них только смотреть.

После недели путешествий по Сибири я уже понимаю — под словом «москвичи» сибиряки подразумевают не жителей Москвы, а некое злобное сообщество, представители которого ведут себя как британская администрация в колониальной Америке, то есть попросту грабят — вывозят полезные ископаемые, оставляя аборигенам стеклянные бусы в виде мизерных зарплат, пенсий и минимальных денег на поддержание инфраструктуры. Не забывая при этом постоянно напоминать местным, что они с ними — один народ.

Между тем в этих местах уже подрастает второе поколение граждан России, которые в столице своего государства никогда не были, ничего хорошего о ней не слышали и вообще не представляют, что в реальности происходит по ту сторону Уральского хребта. Съездить в Китай им дешевле, чем добраться до Москвы.

— Китай действительно впечатляет, — рассказывает Черноморский. — Был недавно в Маньчжурии: небоскребы, хайвеи, реальный XXI век. А по нашу сторону границы богом забытый город Забайкальск. Начинаешь стесняться того, что живешь в России. А после того как видишь, с каким трепетом китайцы относятся к памятникам русским воинам, освобождавшим Маньчжурию от японцев, вообще стараешься дистанцироваться от нашей страны, которой по большому счету плевать не только на умерших, но и на еще живых ветеранов.

В Канске у Олега небольшая компьютерная фирма, которая кое-как болтается между жизнью и смертью. Покупательная способность у горожан появляется два раза в месяц — в дни, когда в Канск перечисляют пенсии и различные социальные пособия.

— Я считаю, что появление новой национальности — это реакция населения на происходящее, — говорит Черноморский. — Нельзя вывозить из Сибири нефть, уголь, лес, руду, а сюда ввозить всякие радиоактивные отходы, положив на интересы местных жителей. Насчет отходов я не шучу: даже площадку перед моим домом засыпали какой-то завозной радиоактивной гадостью.

— Сибирь — это колония, как и в XVII веке. Просто сейчас пушнину заменили нефть, газ и уголь. У нас отбирают практически все. Сибирью правят московские наместники, и работают они колониальными методами. Конечно, есть исключения вроде Тулеева, но они лишь подтверждают правило.

Снобизм Москвы не просто обиден. Он бесит.

Это уже Кемерово. Пятьсот с лишним километров от Красноярска, но настроения примерно те же. Напротив меня известный журналист Василий Попок.

Все члены его семьи во время переписи записались сибиряками. Свою позицию Попок объясняет предельно просто и так же предельно жестко.

— Кавказ воевал с Москвой, и в итоге его просто купили. А русские на х… Кремлю не нужны, чтобы еще и на них деньги тратить. Так теперь, раз вы не хотели покупать русских, будете покупать сибиряков. И посмотрим, кто обойдется дороже.

На столе у журналиста какая-то местная газета. На странице, где публикуют вакансии местных работодателей, множество объявлений о приеме на работу. Зарплата от 5 до 12 тысяч рублей в месяц.

Сам Попок — сибиряк всего во втором поколении: его предки — переселенцы с Украины и Белоруссии. Ехали в эти места, чтобы осесть окончательно, а не на вахту, как это принято сейчас.

— Уже тогда мои родители делили Сибирь и Россию. Постепенно связи с исторической родиной сошли на нет. Для СССР это истончение исторических связей вообще характерно, — говорит Попок. — Сейчас у сибиряков уже присутствуют все черты субэтноса. Так же, кстати, как и у москвичей, ибо бытие определяет сознание. И от властей зависит, останемся ли мы региональной ветвью русских или окончательно превратимся в отдельную нацию.

Ведь украинцы когда-то тоже были субэтносом великорусского народа. Я думаю, что люди, принимающие решения, должны уловить этот антимосковитский посыл, пока он касается лишь экономических вопросов. Образно говоря, пока еще не поздно просто перенести башню Газпрома из Питера в Новый Уренгой, и тогда все будет нормально. А Москва превратится в город Залесский, в котором тихо живут чиновники.

Шестидесятидвухлетний Попок делает паузу и добавляет:

— А вообще мне нравится считать себя сибиряком — более крутым, чем изнеженный москвич…

— Если даже человеку в годах нравится идея «крутых сибиряков», представь, как она цепляет русскую молодежь.

Это снова Новосибирск. Мой собеседник — сотруд-ник регионального департамента по противодействию экстремизму. Просит не называть его имени и долж­ности:

— Это не потому, что я тебе сейчас тут государственную тайну раскрою. Просто с этой полицейской реформой лучше лишний раз не светиться: сокращения у нас, не хочется повод начальству давать.

Опер закуривает и продолжает развивать мысль:

— Из Москвы все эти движения сибиряков кажутся нелепыми и смешными. Там уверены, что никто никуда от России не убежит. Я тоже так считаю. Но опасность-то в другом. Человек, отказываясь быть русским, отказывается и от стереотипов поведения, присущих русским. Русский в массовом сознании кто? Правильно — алкоголик, быдло и терпила. Эту мысль нам прививали последние двадцать лет. Так вот, отказываясь быть русским, человек автоматически отказывается быть алкоголиком, быдлом и терпилой. У нас тут есть в разработке одна молодежная группа. Так после того, как они стали считать себя сибиряками, они перестали пить и даже курить. Вот эта перемена сознания — главный вызов для власти. Как управлять русскими, она понимает. А вот как управлять сибиряками? И вообще вопрос: согласятся ли сибиряки, чтобы ими управляли? Я, кстати, тоже курить бросаю.

Боевики Сибири

Показательно, что в Сибири кроме интернет-балагуров и идейных одиночек уже есть достаточно серьезные и хорошо организованные структуры, которые целенаправленно занимаются созданием нового государства за Уральским хребтом. Показательно также, что деятельность подобных организаций все чаще пользуется одобрением местных жителей, пока еще молчаливым.

Бывший омоновец Александр Будников сегодня главный клиент новосибирских борцов с экстремизмом. Против него и его сторонников уже возбуждено четвертое уголовное дело. Как сказано в милицейском пресс-релизе, Будников подозревается в создании «экстремистского сообщества, ставящего своей целью вооруженное отделение Сибири от Российской Федерации». Между тем впечатления оголтелого экстремиста он не производит. Скорее наоборот. Себя и своих соратников называет «русичами». Это, конечно, еще не сибиряки, но уже и не русские в привычном понимании слова.

— Мы выступаем за конфедерацию с Россией. Ее в любом случае не избежать. Вопрос в том, как она пройдет — малой кровью или большой. Есть время собираться, и есть время разбираться.

Впервые идеи отделения Сибири от России были сформулированы полтора века назад представителями так называемого сибирского областничества. В качестве примера областники брали Соединенные Штаты Америки, за сто лет до этого успешно отвоевавшие независимость у Великобритании. Первые сепаратисты достаточно быстро приобрели популярность среди местного населения. В итоге царское правительство проблему решило кардинально: идеологи отделения Николай Ядринцев и Григорий Потанин были арестованы и приговорены к ссылке в северные губернии европейской части России.

Обычно с революционерами и прочими экстремистами поступали наоборот.

Вместе с Александром Будниковым по делу об экстремизме проходят восемь человек. Правоохранители считают, что подозреваемые организовывали подпольные боевые лагеря и вели антигосударственную пропаганду в новосибирских школах. Сегодня все фигуранты уголовного дела находятся под подпиской о невыезде.

— Русские сейчас не являются ни объектом, ни субъектом международного права. У них даже земли своей нет. Россия — это территория россиян, — говорит Будников. — Стоит ли удивляться, что многие теперь стыдятся называть себя русскими? Это прямое следствие политики властей.

Прошлым летом сторонники Будникова поставили российские власти в юридический тупик акцией, призывавшей к отзыву властных полномочий.

Несколько сотен человек отправили в адрес Совета Федерации и Государственной Думы официальные письма, гласившие, что они не согласны с деятельностью высшего руководства страны и не видят для себя другого выхода, как отозвать у органов власти их полномочия. По мнению авторов письма, российская Конституция предполагает такую возможность.

— Согласно основному закону, народ — единственный источник власти в стране. Он вправе как делегировать часть своих властных полномочий своим представителям в лице президента, депутатов, мэров и так далее, так и управлять страной непосредственно, — объясняет Будников. — Раз чиновники не справляются, мы вправе управлять собой сами. Об этом мы их письменно и предупредили. Все строго по закону.

В общем, с тех пор сибирские «русичи» существуют параллельно российскому государству. Сейчас Будников со товарищи намерен вообще покинуть Новосибирск и построить собственный поселок в Горном Алтае.

Психопатическая идеология

— Сибирский сепаратизм — это регулярная, как голод в старые времена, реанимация одной идеи про колониализм и империализм. На бытовом уровне такой сепаратизм — дурацкая и психопатическая идея. Ну скажите мне, для чего отделяться? Чтобы стать региональным князьком? Такие люди есть всегда и везде. И называются они психопаты, то бишь носители сверхценной для себя идеи, которую они для себя же и реализуют. Остальные, что с ними в связке, лохи. И таких море разливанное.

Доктор философских наук Юрий Плюснин о сибиряках говорит абсолютно не стесняясь: сам тридцать лет в Сибири прожил. Это как негра «негром» в Америке может назвать только другой негр. Остальным запрещено. Так и нелицеприятные вещи о национальности «сибиряк» может говорить только сибиряк по происхождению — другим не поверят и всерьез не воспримут.

Но, критикуя сибирский сепаратизм, Плюснин не подвергает сомнению его реальную опасность. Скорее наоборот — утверждает.

— Народность «сибиряк» для меня признак деградации образования. Людям просто не объясняют, кто они есть на самом деле. Хотя вопрос о национальностях сложный. В 60–70-е годы в СССР было, кажется, 100 национальностей, потом стало 130, сейчас, наверное, подбираемся к 150 — или даже больше? Да и национальность как проект тоже не новость: были уже проекты украинская «нация», белорусы. Сам воочию наблюдал формирование в Сибири трех новых алтайских «народов». И сейчас все эти «сибиряки» тоже могут стать чьим-то проектом. Духовно все живущие в России — один народ. С точки зрения культурологии, может, мы и различаемся, но народ-то все равно один. Я вообще считаю, что русский — это прилагательное, обозначающее принадлежность к территории. Все мы в России — русские: русские татары, русские чеченцы, русские сибиряки.

Обиду жителей Сибири на Москву Юрий Плюснин объясняет просто:

— Население Центральной России элементарно не знает Сибирь. Они там никогда не бывали и не представляют, что это такое. Я, например, не могу выгнать студентов поездом съездить куда-нибудь за Урал. Они сопротивляются, говорят: это очень далеко и очень страшно. И этому явлению не один десяток лет. Яркий пример. Я приехал студентом в Румынию — еще в советское время, в 1975 году, — там в гостинице были люди из Пензы и Саратова. Я перед ними изобразил румынского переводчика, и они мне, как румыну, стали рассказывать про Россию. Я спросил их про Сибирь — они мне такого понарассказывали! Там и жутко, и страшно, там морозы ужасные, там медведи по улицам ходят, там колючая проволока, там все люди сидят в лагерях. Я сам до сих пор от этих рассказов в ужасе. Печально, что многие в Центральной России о Сибири до сих пор мыслят примерно в тех же категориях, в каких представляют себе всю Россию не самые продвинутые представители западного мира: икра, водка, балалайка.

— Но проблема сибирского сепаратизма все-таки есть?

— Есть. И государство будет ее решать, — Плюснин на секунду задумывается, — силовым методом. Всякое государство решает такую проблему силовым методом. Только методические процедуры разнообразны. А метода всегда одна.

В новосибирский аэропорт едем вместе со студентом Касимовым. На многочисленных рекламных билбордах к горожанам обращаются исключительно как к сибирякам. Другие обращения вроде «дорогих новосибирцев» — редкость. У метро большой плакат, рекламирующий турнир по боям без правил: «Сборная Сибири против сборной Северного Кавказа». Спрашиваю, почему про Россию ни слова.

— Да просто все: что такое Сибирь, мы понимаем. Что такое Кавказ — тоже. А вот что такое Россия, объяснить сложнее.

Перед самым взлетом вспоминаю красноярского статистика. Чиновник с ходу назвал десяток самых нелепых «национальностей», к которым жители края себя причисляли во время переписи, но так и не смог сказать, был ли среди переписавшихся хоть один россиянин.

Владимир Антипин.
Expert.ru

http://expert.ru/russian_reporter/2011/ … in-sibiri/

0


Вы здесь » Дебрянское Содружество Регионов » В России » Ты - сибиряк? Скажи об этом во время переписи - 2010!