Вступление в этнопсихологию

Если я скажу, что средний чеченец, ингуш, грузин интеллигентнее и рассудительнее среднего русского, добавив для безопасности, что "мне так кажется, хотя может быть я заблуждаюсь", то в лучшем случае от меня с гневом или с презрением отвернётся большая часть русских по национальности, а некоторые при этом обзовут меня "фашистом". Но если же я выскажу предположение о том, что "если в кране нет воды - значит выпили жиды" или что "черножопые наводнили Москву", или что "даги всех достали", то никто и бровью не поведёт: какой, мол, смысл обсуждать то, что всем давно прекрасно известно. Люди остро реагируют, когда кто-то отрицательно высказывается о нации, к которой они принадлежат, гневно выдвигая при этом тезис о том, что нельзя говорить о нации в целом. В каждой, мол, нации есть и хорошие, и плохие люди и очень глупо всё валить в одну кучу.

Но в то же время этих самых людей часто совершенно не трогают дурацкие обобщения, высказанные в адрес тех, кто принадлежит к национальности, которая не вызывает у них больших симпатий. Читая стихотворение Михаила Юрьевича о том, что "По камнЯм струится Терек, Плещет мутный вал; Злой чечен ползёт на берег, Точит свой кинжал", люди совершенно не удивляются такому обобщению: "А чё, добрый чечен что ли точит свой кинжал и ползёт на берег?"Очень часто повторяемый тезис о неправомерности обобщений на уровне нации говорит всего лишь о том, что люди не имеют ни малейших представлений о довольно обширной области знания, которая называется "этнопсихологией". На эту тему существует множество публикаций, доступных для понимания неспециалистами (например, http://ethnopsyhology.narod.ru/ ).

История этнопсихологии сложна и противоречива в первую очередь потому, что эта наука исследует самоорганизующуся систему, т.е. систему, не имеющую центра управления и функционирующую в результате самопроизвольного взаимодействия составляющих её элементов. Подобные системы по существу представляют собой "чёрный ящик". Об этих системах можно судить только по их отклику на внешнее воздействие, на которое они отвечают "всем телом", причём этот отклик зависит от силы воздействия самым замысловатым и совершенно непропорциональным образом.

В изучении проблем этнопсихологии, включая доказательства правомерности использования самого этого термина, наряду с психологами и этнологами принимали участие лингвисты, генетики, историки, археологи, социологи, антропологи, а также учёные многих других специальностей. Большинство этих исследователей работало с невероятной самоотверженностью, ими был собран огромный фактический материал по психологии различных племён и народов. Многие учёные, будучи даже широко известными и уважаемыми специалистами в своей области, не могли преодолеть неприязненное отношение к самому названию науки "этнопсихология". Прекрасно понимая, о чём идёт речь, они тем не менее считали недопустимой самою возможность наносить клеймо на индивидуум из-за его принадлежности к тому или иному этносу. По этой причине до сих пор термин "этнопсихология" не является общепринятым в мировой науке. Многие учёные предпочитают называть себя специалистами в области "психологии народов", "психологической антропологии", "сравнительно-культурной психологии" и т.д., что тем не менее вовсе не исключает самою возможность обобщений, распространяющихся как на совокупность людей, так и на отдельных представителей этой совокупности.

На начальных этапах становления этнопсихологии наибольшее внимание уделялось исследованиям первобытных народов (Л.Леви-Брюль, Р. Турнвальд и др.). Этнопсихология знает имена множества блестящих учёных, среди которых особенно выделяются имена основоположников этой науки - немецких философов и лингвистов второй половины XIX века Г.Штейнталя и М.Ларацуса. Согласно Г.Штейншталю все индивиды одного народа несут как телесный, так и душевный отпечаток особой природы данного народа, т.е. обладают одним и тем же "народным духом", проявляющимся в их самосознании. Природа его метафизична, а понимание весьма затруднительно, поэтому прежде всего в этнопсихологии акцент делается на описании проявлений "народного духа". В течение почти полутора столетия этнопсихология вызывала в основном лишь академический интерес. В наше же время следует ожидать всплеска практического интереса к этой науке в связи с процессами глобализации и массовой миграции. Здесь этнопсихология громко заявляет о себе тем, что при попадании в новое этническое окружение иммигранты не только не спешат, но часто просто не в состоянии расстаться с нативной этнопсихикой.

Основная функция любой этнической культуры — это функция психологической защиты. В давние времена наши предки, жившие в специфических условиях - в пустынях, в гористой местности, в устьях рек, в тундре и т.д. - вырабатывали свои, наиболее оптимальные способы не только реагирования на многочисленные угрозы внешней среды, но и в первую очередь предотвращения всевозможных угроз. Эти способы закреплялись в сознании представителей этноса, передавались потомкам в качестве системы мироощущения и мировосприятия, гарантирующей оптимальные возможности поддержания личной безопасности и безопасности клана. Эти способы не подвержены логическому анализу, часто они кажутся совершенно иррациональными. К тому же они значительно видоизменяются по совершенно непонятным законам, когда этнос или отдельные его представители попадают в условия необычного окружения. Таким образом происходило формирование этнической культуры. Она включала в себя не только кодекс поведения и набор рекомендованных формул реагирования на те или иные события, но и поверья, обряды, манеру пенья, способы ухаживания за невестой, регламент семейных отношений, этику застолья и т.д.

Естественно, что этническая культура формировалась с учетом физиолого-биохимических особенностей представителей того или иного клана. Услышав анекдот о том, что вторые сутки длится столкновение двух самолётов над небом Эстонии, мы понимаем, что это намёк на обстоятельность и несуетливость эстонцев, которые трижды подумают прежде чем произвести какие-либо действия. Совершенно естественно, что на этническую культуру не могли не оказать кардинального влияния особенности "медицинского национализма", о чём я подробно писал ранее: http://systemity.livejournal.com/275388.html. В число обычаев народов, как правило в неявной форме, включались те или иные рекомендации и запреты, которые проистекали из физиолого-биохимических особенностей людей, принадлежащих к этим народам.

Леонид Андреев
http://systemity.livejournal.com/278878.html