Муниципальная революция

http://www.inache.net/Bimnews/544.jpg

Пора провинциям вставать,
Оковы, цепи вековые
Централизации свергать,
Сзывать Советы областные...

Щапов А. П. К Сибири (1861)

В блогосфере в последнее время оживились дискуссии о российском федерализме и будущем административно-территориального устройства страны.

Само наличие интенсивных дискуссий на подобные темы можно оценивать исключительно положительно, но, тем не менее, спорят их участники вовсе не о том, о чём на самом деле следовало бы. Все вышеупомянутые обсуждения по большей части крутятся вокруг одного вопроса: сколько должно быть "русских республик", одна, семь или семьдесят семь (условно говоря).

Против национализма

Привязанность к архаичному принципу национальной государственности является довольно понятной в связи с вечным "догоняющим" характером развития российского государства. Тем не менее, стоит помнить, что попытки вскочить в отходящий поезд практически обречены на неуспех. Мало того, что на поезд не успеешь, так еще грохнешься и все кости себе переломаешь, да и людей насмешишь эдакой неуклюжестью.

Кроме того, стремление во что бы то ни стало обзавестись "русской республикой" отдаёт чем-то вроде карго-культа - вот провозгласим "национальное государство", вывески перевесим, примем новый флаг и гимн, и как заживём!.. Получается некое подобие многократно высмеянного медведевского "закона о переименовании милиции в полицию".

На самом деле, в пресловутой дилемме "шашечки или ехать" стоит выбрать всё-таки второе, то есть не химерическую "национальную государственность", а то, что позволит обеспечить реальную возможность гражданам самостоятельно определять свою судьбу на своей земле. И таким решением может стать упомянутая в заголовке "муниципальная революция".

Против федерализма

Или, точнее, не против самого принципа федерализма, а скорее, против его фетишизации.

Возьмём, к примеру, уже упоминавшийся нацдемовский проект создания "семи русских республик". Не говоря уж о том, насколько спорным и потенциально конфликтным вплоть до гражданской войны может стать создание неких "русских республик" в Поволжье и Сибири с их этнической чересполосицей, остановимся на том, способен ли этот проект по-настоящему поставить власть под контроль народа.

Каждая из этих потенциальных республик - огромное государство, по площади значительно превышающее большинство стран Европы. Столь крупное государственное образование отнюдь не приближает власть к человеку, а ещё более отдаляет. Если сейчас жителю посёлка Саракташ для того, чтобы "решать вопросы", приходится ездить в находящийся в 120 км Оренбург, то после осуществления нацдемовской программы нам придётся добираться аж до Самары или Екатеринбурга (к какой, кстати, нас республике хотят отнести, к Поволжской или к Уральской?). Такая система приведёт к концентрации власти и денег в семи мегаполисах и еще большей деградации средних и небольших городов. Институты отзыва выборных должностных лиц в подобном масштабе также практически нереализуемы.

Когда-то требование федерализма было поистине революционным, но сейчас пришло время сделать шаг вперёд и перейти на следующий уровень, именно тот, который позволяет осуществлять подлинное народовластие и, вместе с тем, эффективно способствовать сохранению и развитию уникальной традиции каждого региона.

Да здравствует муниципальная революция!

Споры о "русских" и "нерусских" республиках решительно теряют всякий смысл в том случае, если мы по-настоящему признаем принцип организации власти снизу вверх и сделаем основой территориальной организации не субъект федерации, а муниципалитет.

Именно муниципальное образование (волость, община, пусть даже "совет" - названия могут различаться) должно стать основной самоуправляющейся единицей, лишь делегирующей часть своих полномочий субъекту федерации (региону) и, собственно, федеральному уровню власти.

Основой, разумеется, должна стать бюджетная реформа, в соответствии с которой бóльшая часть собранных налогов остаётся в бюджете муниципального образования, и лишь их небольшая часть уходит на вышестоящие уровни.

Кроме того, происходит упразднение этнократических образований и перенос принципа этнической автономии на муниципальный уровень. Подобное решение позволит гораздо более эффективно сохранить "цветущую сложность" российского этнокультурного ландшафта, в значительной степени нивелированную ленинско-сталинским этнофедерализмом. Впрочем, об этом аспекте я уже писал http://community.livejournal.com/kon_re … /2910.html .

Муниципальная революция позволит, наконец, добиться подлинной демократии и общественного контроля за властью, так как безнаказанно грабить жителей своего муниципалитета, где, грубо говоря, все у всех на виду, не так-то просто. На муниципальном уровне могут эффективно и без особенной волокиты работать институты отзыва выборных должностных лиц, к которым, само собой, должны относиться не только депутаты и глава муниципального образования, но также шерифы и судьи.

При таком способе организации власти субъекты федерации - лишь союзы муниципальных образований, созданные на добровольной основе. На первом этапе границы субъектов могут остаться нынешними, но впоследствии могут меняться в соответствии с волей муниципалитетов. Полагаю, что подобный принцип позволит в итоге создать гораздо более органичные границы регионов, нежели те, что мы имеем теперь.

Практическое значение

Теоретические построения могут быть весьма полезны, но ещё более полезными они становятся тогда, когда к ним прилагаются практические выводы.

В данном случае, подобный вывод прост - регионалистам следует стремиться к избранию в депутаты в своих муниципальных образованиях. Это вполне возможно, в том числе и для людей, не состоящих в политических партиях и вообще никогда не занимавшихся прежде политической деятельностью.

Тому я знаю немало примеров и в блогосфере, и в реальной жизни.

Даже в нынешнем положении, когда полномочия муниципалитетов не так объёмны, как хотелось бы нам, регионалистам, статус муниципального депутата позволяет вести реальную работу, направленную на благо своего родного города или села, тем самым, помимо прочего, осуществляя самую действенную пропаганду регионалистских идей - пропаганду делом. Именно такая работа может стать подходящим испытанием для регионалистов - способны ли мы на что-то большее, чем вести дискуссии в блогах?..   

Антон Заруцкий
:::Журнал ИНАЧЕ:::ИNАЧЕ:::INACHE Web-zine:::

http://www.inache.net/mnogo/544/